Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дорогая Елена Сергеевна" (СССР, 1988) и "Дорогое удовольствие" (СССР, 1988)

Дорогая Елена Сергеевна. СССР, 1988.Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Людмила Разумовская, Эльдар Рязанов (по одноименной пьесе Людмилы Разумовской). Актеры: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Фёдор Дунаевский, Дмитрий Марьянов, Андрей Тихомирнов. 15,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Как снять фильм на молодежную тему? Не так уж сложно! Берется апробированная театральная пьеса, ее диалоги «обновляются» острыми фразами из текущей прессы, а на главную роль приглашается популярная актриса (актер). И дело, можно сказать, сделано: авторы с гордостью объявляют себя активными «разоблачителями» и «знатоками молодежных душ»... При этом съемки картины проходят в рекордные сроки, а рекламный ролик умело обыгрывает «ударные» сцены изнасилования и погрома.

Забыт лишь «пустяк». Так, мелочь, которую, вероятно, не стоило бы даже упоминать, если бы она не отличала искусство от китча: художественность. А ведь без нее любые, самые прекрасные лозунги остаются лишь строчками из газет. Без нее на экране царят нелепая театральщина, фальшь и наигрыш, только усиливающие надуманность сценарной схемы.

Увы, именно такой кажется мне картина Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». История гнусного шантажа, который затеяли ученики ради выпускных аттестатов, разыграна в фильме так, что буквально каждую минуту хочется крикнуть во весь голос знаменитое: «Не верю!». Не верю в сорокалетнюю учительницу, которая за годы учебы абсолютно ничего не узнала о своих учениках. Не верю в ее педалированную наивность. Не верю, что изысканный наглец и отличник, собирающийся поступать в МГИМО из-за пустякового для людей такого «полета» (его отец занимает крупный пост) случая идет на прямую уголовщину. В жизни он наверняка нашел бы способ более безопасный и эффективный. Не верю...

Хотя стоп! Дальнейшее перечисление заняло бы слишком много места... Как это ни печально, но после «Вокзала для двоих» рязановские фильмы приносят все больше разочарований. Идти «впереди прогресса» всегда заманчиво, но, как правило, и очень опасно. Легко оступиться...

Александр Федоров

-2

Дорогое удовольствие. СССР, 1988. Режиссер Леонид Марягин. Сценарист Александр Розанов. Актеры: Сергей Мигицко, Лариса Кузнецова, Валентин Гафт, Олег Табаков, Георгий Бурков, Пётр Щербаков, Резо Эсадзе, Александр Вокач, Юрий Волынцев, Виктор Дёмин и др. 16 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Спору нет, в комедии Леонида Марягина «Дорогое удовольствие» немало едких сатирических уколов. Однако и комические ситуации, и сатирические колкости довольно однообразны и не отличаются особой выдумкой и хорошим вкусом. А финал картины вышел просто удручающим в своей назидательности.

...Бедняга-инженер со смехотворной заплатой идет на службу к дельцам, которые живо находят применение его «золотым рукам»... Сюжет, согласитесь, неплох для «Фитиля», короткой юморески. Но для фильма на полтора часа?

А если сюда добавить всесильного «папика» в исполнении Валентина Гафта, копирующего свою же собственную роль из «Воров в законе»? Вот и остается постановщику под занавес выпустить «коронный» козырь для «оживляжа» зрительского внимания: парад полуголых девиц, демонстрирующих «топлес» вокруг «дольче вита» российских нуворишей...

Александр Федоров