"Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления", — советовал выпускник Царскосельского Лицея, чиновник генеральского ранга, дважды вице-губернатор и единожды и.о. губернатора, действительный статский советник Михаил Евграфович Салтыков, хорошо известный как литератор Н.Щедрин.
Российская власть прислушалась к совету ещё в середине XIX века и до сих пор продолжает неукоснительно ему следовать. Состояние изумления у народа в самом деле не проходит. А если вдруг начинает проходить — власть снова устраивает что-нибудь изумительное.
Но к роднику мудрости Михаила Евграфовича приникает не только власть: бессчётные блогеры метят туда же. И пускай на весь народ их не хватает, зато им удалось привести в изумление меня с Петром Олеговичем Авеном и Михаилом Маратовичем Фридманом.
28 февраля 2022 года Пётр Авен — гражданин России и Латвии, давно и постоянно живущий в Лондоне, — перекочевал из списка самых состоятельных российских бизнесменов по версии Forbes в санкционный список за активную материальную поддержку российских руководителей и получение от них выгоды.
Тогда же и за то же самое та же участь постигла Михаила Фридмана — гражданина России и Израиля, партнёра Петра Авена по банковскому бизнесу, соседа по Лондону и списку Forbes.
Многомиллиардное имущество и банковские счета обоих заморожены. Оба заявляют, что все обвинения в их адрес — клевета. Так это или нет, предстоит разобраться суду. Вообще судебные разбирательства в отношении нынешней ситуации можно только приветствовать...
...но в состоянии постоянного изумления Авена с Фридманом и меня заодно держит реакция, которую вызвало в русскоязычных интернетах откровение бизнесменов. Британцы разрешили каждому из них тратить ежемесячно только 2500 фунтов (3300 долларов). Пётр Олегович с Михаилом Маратовичем признались, что этого мало и они не знают, как прожить на такие деньги.
Вот тут и оказалось, что целая армия менеджеров среднего звена, скромных индивидуальных предпринимателей, ещё более скромных служащих, ещё более скромных зарубежных россиян, отставных сотрудников СМИ, творческих деятелей разного профиля и многих-многих других обладателей ежемесячного дохода намного меньшего, чем 3300 долларов, — намного лучше миллиардеров знают, как быть.
Фонтаны остроумия хлещут на зависть Петродворцу и прорванным петербургским теплоцентралям. Начав с предложения Авену и Фридману — оформить в их собственном "Альфа-банке" кредитные карты с бонусом "100 дней без процентов", — сетевые гении, у которых в кармане вошь на аркане и блоха на цепи, продолжают генерировать всё более изумительные советы.
Несомненно, Пётр Олегович с Михаилом Маратовичем изумлены таким пристальным вниманием и такой трогательной заботой о своём бедственном положении, хотя мне они о своём изумлении не рассказывают — мы не знакомы...
...а я изумлён тем, что:
(1)
даже спустя месяц, в течение которого в нескольких странах была разрушена привычная жизнь, сложенная годами, такое изумительное количество изумительных умниц не пало духом и находит столько времени на обсуждение проблем Авена и Фридмана,
(2)
даже спустя месяц, в течение которого стало понятно, что дальше будет ещё хуже, ни один из армии сетевых мудрецов не выступил с развёрнутой инструкцией для простаков вроде меня с ответом на чернышевский вопрос: что делать?
Пётр Олегович с Михаилом Маратовичем и их семьями будут спасены — это уже понятно и это прекрасно. А теперь хорошо бы с тем же изумительным задором, с тем же изумительным блеском ума, изобретательностью и жаром души — пункт за пунктом: что делать армии менеджеров среднего звена, скромных индивидуальных предпринимателей, ещё более скромных служащих, ещё более скромных зарубежных россиян, отставных сотрудников СМИ, творческих деятелей разного профиля и многих-многих других обладателей ежемесячного дохода намного меньшего, чем 3300 долларов?
Того, кто изумит всех перечисленных такой программой, вынув обе руки из-под одеяла и отвлекшись хоть ненадолго от Авена с Фридманом, ждёт изумительная слава. Текст этой программы отольют в граните, включат в учебники, будут заучивать наизусть — и читать детям и внукам, названным в честь автора.
Есть желающие изумить народ мудрыми советами? Или подождём, пока благодарные Пётр Олегович с Михаилом Маратовичем что-нибудь придумают в ответ?