Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ ПАВЛА ЛУНГИНА ДАМА ПИК

.

.

.

Фильм Дама Пик – снятый в 2016 году режиссером Павлом Лунгиным , можно охарактеризовать как постмодернистскую интерпретацию пушкинской Пиковой Дамы, и в то же время современную театрализированно- сюрреалистичную фантазию по мотивам одноименной оперы Чайковского , фантазию претенциозную , и несколько безвкусную- хотя уже по присутствию имени Федора Бондарчука в качестве продюсера, можно было бы догадаться, какой примерно получится сия картина. Хотя, если мои впечатления обобщить, я бы сказал, что по атмосфере картина напоминает фильм Господин Оформитель по мотивам Грина, но без выразительной музыки Сергея Курехина , или трагического образа Виктора Авилова , не смотря на то, что в Даме Пик главную роль Андрея играет внук Олега Янковского Иван , владельца Казино играет колоритный Игорь Миркурбанов , а весь фильм пронизан бессмертной музыкой Чайковского. Но начал бы я с того, что фильм , созданный , скорее в духе эстетики перестроечного кино , с его сюрреалистичностью, смешавшейся с эстетикой кино девяностых (с его мрачными бандитами и подпольными казино) , однако снятый в 2016 году, производит впечатление фильма несколько опоздавшего, особенно после трагических событий 2014 года, и набирающей в обществе вес дискредитации либеральных ценностей эпохи девяностых с его стихией денег, сексуальной свободы, и откровенного, улично- молодцеватого криминала .

Возможно, именно это опоздание – и объясняет некоторую неудачу и безвкусицу картины, даже не смотря на интересный и достойный сюжет. Как и пушкинская повесть Пиковая Дама – фильм Дама Пик, это фильм о молодом неудачнике, мечтающем о признании и богатстве. Начинается фильм с того, что в Россию возвращается, когда -то эмигрировавшая из нее, великая оперная певица София Майер, что бы поставить Пиковую Даму Чайковского, сыграв, и исполнив в ней партию старой графини. Певица уже состарилась, что бы спеть партию юной Лизы, чью роль она доверяет своей племяннице, которую родители назвали в честь пушкинской Лизы, девушки Андрея. Лиза втайне ненавидит Софью, помня, что Софья обязана своей славе и карьере загубленной карьере и жизни ее матери, оперной певицы, но одаренной более чем Софья. Правда, между фильмом Лунгина и повестью Пушкина возникают и некоторые расхождения,

расхождения интересные, и я бы сказал продуманные.

Все действующие лица фильма – герои своего , а не пушкинского времени.

Если пушкинский Герман равнодушен к Лизе, (не говоря об отношении к старой графине, которая его интересует лишь по причине знания ею магического секрета , с помощью которого Герман надеяться выиграть крупную сумму денег), Андрей искренне любит Лизу, такую же неискушенную , и наивную, как Лиза пушкинская. И все меж ними было бы хорошо, если бы не искусившая его Софья Майер , в чей голос и образ Андрей был влюблен с раннего детства, и как выясняется в трагическом финале картины, лишь ей он и принадлежит. Все таки, Андрей, как и пушкинский Герман – неудачник. Сознание себя как неудачника – и толкает Андрея вначале на измену с искусившей его Софьей, а затем, и на все дальнейшее безумие…

Интересна и сама судьба Андрея.

Как выясняется , Андрей мистическим образом обретает свой оперный дар и голос. В детстве преследуемый мальчишками, Андрей убегая по замерзшему озеру, проваливается под лед, но будучи чудом спасенным, обретает по выздоровлению красивый, оперный тенор , вследствие того, что связки мальчика чудесно сместились. То есть, свой дар Андрей получает от неких подземных сил, вместе с даром , наградивших его и тайной демонической одержимостью, о которой он поначалу даже не догадывается, но которая в нем пробуждается при встрече с Софьей.

Теперь следует немного остановиться на образе Софьи.

С одной стороны, стареющая Софья обожающая окружать себя бесчисленными манекенами своего же образа , (даже не догадываясь, что ныне она, давно потерявшая свою юность лишь одна из них )воплощает некую инфернальную стихию , падшую Софию , (в картине даже имя Софьи выбрано не случайно) , Софию крайне греховную, но еще не забывшую Бога, а с другой стороны, она будто бы пытается воскреснуть через свою темную любовь к Андрею. В Андрее ей импонирует его безотчетная стихийность, и страстность.

Что происходит дальше?

Поначалу не обратившая на молодого юнца, (отождествляющего себя с Германом) никакого внимания, затем, оперная дива , все таки очаровывается его голосом , правда уже после того, как его соблазнила, отбив его от своей же родной племянницы. И отныне именно он должен исполнить роль Германа , (взамен заболевшего художественного руководителя театра, Всеволода Головина ) , а роль и партию Лизы должна была исполнить племянница певицы Лиза, к своему несчастью уже догадавшаяся об измене Андрея. Певица имеет пагубную страсть к казино и деньгам., в эту стихию она вовлекает и Андрея.

Андрей , как и Герман поначалу выигрывает.

Но поскольку, опьяненный первыми двумя выигрышами Андрей, не на шутку влюбленный в Софью мечтает теперь выкупить бриллиантовое ожерелье Софьи, (которое та не успела подарить матери Лизы , его проиграв в казино), а так же, чуть ли не все ее прожженное в казино состояние, он занимает триста тысяч долларов у криминального авторитета Давида , с его условием, что если Андрей проиграет эту сумму, в качестве должника он попадет в пожизненное рабство к Давиду. А затем происходит нечто страшное. Забыв, что Герман , с которым Андрей отождествляет себя , в итоге проиграл все деньги, проигрывает все деньги и Андрей.

При этом, проигрывает за полчаса до своего выхода на сцену…

В ходе оперного представления , в котором Андрей должен играть Германа, отчаявшийся Андрей вначале по настоящему душит Софью, которая отказывается дать ему денег, что бы выкупить его у Давида , затем после исполненной им финальной партии Германа пытается покончить с собой, перерезая себе горло осколком бокала из которого он пьет, и который в завершении разбивает. Благодаря столь натуралистичному эффекту, постановка оперы получает ошеломительный успех у зрителей, на который даже вряд ли рассчитывала и Софья.

Самого же Андрея все таки откачивают в больнице, как приходит в себя и София …

Потерявший голос Андрей , попавший в рабство к Давиду , теперь стреляется на деньги в казино. Если криминальный авторитет Давид олицетворяет дьявола, (лишь претворяющегося криминальным авторитетом на земле) которому Андрей продает душу , то и сам Андрей становится живым мертвецом. Потому, собственно его и не берет пуля при игре в рулетку . Может быть, единственное что остается живым в Андрее это его детская любовь к Софии…

Это так же не случайно.

По крайней мере, именно детство Андрея , олицетворяет пору не тронутую ни грехом, ни пагубной страстью , не смотря на то, что именно в детстве Андрей открыл и полюбил певицу Софью Майер. В конце концов детская любовь Андрея , (любовь от Бога) перетекшая в порочную страсть , уже тронутую Дьяволам далеко не одно и то же.

И дело не только в грехе.

Дьявол чаще играет на любви, или даже на самой святой вере, чем на грехе, на всем том, что в человеке от Бога , пытаясь поглотить божественный свет человека, но делая это через некий грех, или через греховный помысел, отравивший в человеке его же святое или самое в нем сокровенное от Бога. Однако, даже порочная страсть Андрея , поглотившая его любовь, все таки связывает Андрея с его чистым детством, в котором он и обрел свой голос.

В этом смысле, у Андрея потерявшего все, еще не все потеряно.

Более сложный вопрос, может ли произведение искусства воплотиться в жизнь, или скорее жизнь воплощается в искусство? У искусства и жизни разные законы, разная диалектика. Сюжет литературной , или музыкальной драмы - лишь род иносказания начала духовного в жизни , перенесшегося в произведение, и в этом понимании, искусство потому и важно, что жизнь освобождается в искусстве, как в сфере смысла , к которому жизнь, возвращаясь, становится произведением и судьбой , обретшими себя в Боге.

Скорее все- таки жизнь воплощает себя в искусстве, чем искусство в жизни.

Хотя, конечно бывают и примеры, когда произведение искусства, или образ того или иного героя воплощается в жизни отдельного человека. Но даже если так и случается, то или иное произведение искусства с воплотившись в частной жизни и судьбе , все таки воплощается как более высокое - в менее высоком, или более идеальное - в менее идеальном.

Даже, если речь идет о драме.

То есть, то или иное произведение воплощаясь в жизни кого то, лишь повторяется, само при этом оставаясь неповторимым , (разумеется речь не идет о случаях, когда тот или иной герой нас просто вдохновляет) .Этот же закон можно отнести не только к искусству и жизни, но и к повторению произведения искусства – в другом жанре искусства или веке. В конце концов лучше своего источника –повторенное произведение не станет.

Даже гениальная опера Чайковского – скорее исключение.

Это правило можно отнести и картине Павла Лунгина Дама Пик.Не случайно же руководитель театра Головин , упрекает Майер , в том, что из великого произведения Чайковского она пытается создать некий кич, некую желтую, газетную историю. Хотя, этот же упрек можно отнести и к режиссеру картины Павлу Лунгину.

Замысел фильма (в котором пошлость соседствует с чем то трагичным) все- таки не удался.

Главный недостаток картины – это просто плохо и безвкусно воплощенный художественно , достойный и интересный сюжет. Говоря же о качествах данного фильма, отметил бы, может быть то, что фильм способен пробудить у зрителя интерес к опере, и классической музыке.

Ибо, даже самая глубокая любовь порой начинается с чего- то случайного.

Х Х Х








Как деревья
которые
зацветают задолго
как покроются листьями
как орешник, иль ива -
не таково ли и детство забытое
знает больше взрослых от Бога
но по листве - улетают цветы твои

24 марта 2022 г. (восемь строк от автора очерка)