Найти тему
Бронзовое кольцо

Ризван невольно залюбовался хрупкой девочкой, скакавшей на лошади. Ее рыжие волосы растрепались и развевались на ветру

Сююмбике и ее односельчане. Глава 52.

Край луга. Фото автора.
Край луга. Фото автора.

Ризван привязал лошадь к коновязи у колхозной конторы, сел на широкую лавку под раскидистым дубом. Стал ждать. Вскоре появился Хамидулла, посмотрел на него с негодованием.

- Ризван! Что ты тут делаешь, ты же должен быть на лугах. На кого народ оставил?

- Хамидулла-абзый, сейчас поскачу обратно. У меня к тебе дело. Срочное.

- Тут скажешь или в контору пойдем?

- Здесь. Хамидулла-абзый, я пришел просить, чтобы ты отдал Асию за меня замуж.

Хамидулла хлопнул обеими руками себя по коленям.

- Надо было бросать работу, гнать коня, чтобы сказать мне это. Мог бы и после лугов подойти. Что за срочность?

- Три года в разведке научили меня, принимать решения нужно быстро. Если что-то решил, исполнять немедленно. Откуда я знаю, вдруг сегодня придут Асию сватать, ты согласишься, а я просижу на лугах.

- Тут ты прав, свои намерения надо исполнять немедля. Однако, откуда у тебя такое желание, когда ты успел разглядеть в моей дочери будущую жену.

- Хамидулла-абзый, я знаю Асию с детства. Она приходила помогать моей Сююмбике-апа, мы не раз сидели за одним столом. Не скажу, что все это время помнил об Асии. Пришел с войны, увидел и понял, что только ее хочу видеть своей женой. После всего, что перенес, после этой грязи, шума, грохота, Асия показалась мне ангелом. Она одна такая тихая, спокойная, милая.

- Ладно! Отложим этот разговор до конца сенокоса. Ты, как зять, мне подходишь. Однако надо посоветоваться с женой. Она моим девкам мать заменила. Райса Асии худого не пожелает. Теперь, давай, дуй на луга.

Да, не давай народу спуску. Пока солнце не закатится, не прекращать работу! Сам вечером приеду, проверю, как идут дела. Продуктов привезу. Велел Шамилю барашка зарезать. Голодный живот, помеха для хорошей работы.

Ризван вернулся на покос в отличном настроении. Народ усердно трудился. Первым делом, в глаза бросилась Зухра. Простоволосая, босоногая, она сидела на коне и возила на волокуше копны. Ризван невольно залюбовался хрупкой девочкой, сидевшей, на лошади.

Скинув сено около стога, она проскакала мимо Ризвана, обняв коня загорелыми ногами, сдавливая ей бока грязными пятками. Рыжие волосы растрепались и развевались на ветру, подол красной юбки задрался далеко выше колен. Она просияла всей своей конопатой мордашкой, улыбнулась Ризвану, обнажив белоснежные зубы и поскакала дальше.

«Ох, бедовая девка, кому только ты достанешься. Наплачется кто-то с тобой» - подумал парень, отпустил лошадь и пошел к стогу, прихватив вилы, прислоненные к шалашу. Асия, вместе с несколькими девушками, подавала охапки сена на стог.

Увидев своего агронома, девчата зашевелились быстрее, каждой хотелось показать, какая она сильная, здоровая. Ризван поздоровался с ними

- Девчата, какие вы молодцы, да еще и красавицы. До Берлина дошел, милее и красивее девушек, чем в нашем селе не встречал. Давайте постараемся, потрудимся, к вечеру председатель обещался приехать, барашка привезти. Пир закатим на весь мир.

Молодая бойкая женщина, засмеялась и прокричала

- Какой пир без аккордеона, ты его привез?

- Всему свое время девушки, будут вам песни и аккордеон будет. Главное, скорее справиться с сенокосом. Ну, давайте, девчата, поднажмем! Ахмет-бабай, ты там справляешься? Одному, небось трудновато. Ну- ка, кто у нас смелый, кто наверх полезет?

Та же бойкая женщина подошла вплотную к Ризвану, чуть не задевая его высокой грудью, заглянула ему в глаза, усмехнулась, заметив его смущение.

- Если такой красавец меня подсадит, я куда угодно залезу, ни то что на верх стога.

Девчата захохотали, уж эта Наджия! Любого в краску вгонит. Однако, она только языком молотить умеет. Никого к себе близко не подпускает. Ни вдова, ни жена, муж пропал на войне без вести. Месяц только замужем успела побывать. Пропал – не погиб. Она ждет, каждую ночь ждет, что именно сейчас придет ее Нургаяз, постучит в окно.

Общими усилиями, со смехом и шуточками закинули Наджию наверх, и работа закипела. Стало не до шуток. Все это время Асия исподтишка наблюдала за Ризваном. Веселый. Значит все хорошо. Выбрав время, парень подмигнул ей и шепнул: «Вечером поговорим, ладно?» Как всегда, Асия молча кивнула.

Работали споро. Мужчины докашивали оставшийся участок, девчонки ворошили сено, высохшее собирали в кучи, складывали на волокуши, пацаны свозили к месту, где будет следующий стог.

Среди юношей на конях, ярким огоньком мелькала Зухра. Не уступая никому, она успевала свозить больше всех сена. Ей ужасно хотелось, чтобы Ризван видел ее, заметил, какая она ловкая. Видел он и беспокоился, как бы сестра Асии не навернулась с лошади. Вот ведь бестия, не живется ей спокойно. Сгребала бы сено, как все!

Хамидулла появился в самый разгар работы. Окинул взглядом луга, высокие аккуратные стога, улыбнулся довольно, много успели сделать. Молодец, агроном, умеет настроить дело. Недалеко, от сколоченного из грубых досок стола, повариха чистила картошку. Увидев Хамидуллу соскочила

- Хамидулла-абзый, вот собираюсь ужин готовить. Так-то я помогаю сено ворошить.

- Ладно, твоя основная работа людей накормить. Принимай продукты. Баранины свежей привез. Смотри, не жалей мяса, вари, чтобы всем досталось по куску.

Снял с повозки плотно закрытую флягу с подсоленым мясом, мешок картошки, пол мешка крупы.

- Заберешь мясо на ужин, не забудь сказать мужикам, чтобы флягу опустили в озеро, а то протухнет.

Пошел, отмеряя широкими шагами скошенный участок. Проверил около кустов. Хмыкнул себе под нос.

- Ладно, ладно косят, как бритвой сбрито. Кусты хорошо окошены. Надо будет отметить косарей.

Люди, конечно, его заметили, но никто не прервал работу. Знали характер своего председателя, не любил он отвлекать народ. Только один Ризван подошел к нему, оставив свои вилы у стога. Хамидулла посмотрел на него по-доброму, что бывало довольно редко.

- Хорошо скошено. Не дело агронома вилами махать, но, если сумел организовать все как надо, почему бы не размяться. Я бы и сам не утерпел. Пойдем проверим, хорошо ли утоптали стога. Подошел к стогу, сунул руку в нескольких местах, одобрительно кивнул. Ладно!

Надо ехать в село, нужно вернуться домой пораньше, с женой посоветоваться. Стоящий мужик вырос из сына Мухаммед-муллы. Кто бы мог подумать, ушел в Армию тщедушным робким мальчишкой, а вернулся героем.

- Все, Ризван, поеду я. Хорошо справляешься. Я доволен, хвалю. Буду с Райсой насчет тебя и Асии разговаривать. Знаю я, что по ночам на лугах делается. Вы тоже можете погулять, но недолго. Однако, смотри, чтобы до свадьбы девку не трогал. Не прощу.

- Спасибо, Хамидулла-абзый! Да чтобы я обидел Асию, лучше умереть.

Хамидулла поехал домой прямо с лугов. Дочь, София, катала младшего сына в маленькой лубяной арбе. Остальные ребята играли тут же, собирали камушки, щепочки, складывали в кучу. Увидев отца, бросились к нему, втроем облепив его ноги. Он всех сразу взял на руки, расцеловал, опустил на землю.

Сидевшие тут же на траве две младшие дочери Райды, не посмели подойти к отцу. Он только мельком глянул на них и вошел в дом. Топился подтопок, в казане кипел суп. Его молодая жена лежала на боку в их кровати. Увидев мужа соскочила

- Прилегла вот. Никогда не бывало, чтобы так болела голова. Дождик, наверно, будет.

- Может быть. Слушай, Райса! Ризван, сын Мухаммед-муллы был сегодня у меня. Сватать нашу Асию хочет. Я не против, только как ты без ее помощи справишься?

- Сказал тоже. Какая от нее помощь? Ходит вечно как вареная, нос к земле опустив. Больше вид делает, что помогает. Я все сама, все сама. Соседи и то говорят, дескать, как ты терпишь, полон дом девок, сама за водой ходишь, сама скотину встречаешь, по дому все сама делаешь.

Отдавать надо, пока берут. Засидится в девках, будет всю жизнь на нашей шее сидеть.

Начало. Продолжение читайте здесь: Глава 1.

Продолжение читайте здесь: Глава 53