За горой от Минеральных Вод начинается посёлок Иноземцево (28 тыс. жителей), через который железная дорога проходит тремя станциями:
Здесь же подходит ветка на Железноводск всего из одного перегона... той весной, увы, фактически убитая - поезда по ней больше не ходят. Хотя это закрытие не первое, в лучшее время на линии было 19 пар поездов (то есть один состав ходил туда-сюда почти непрерывно), а накануне последней отмены - 6 пар.
Здесь зона влияния другой горы - Бештау (1401м), вокруг которой и группируются КМВ. До станции Бештау и ходят электрички из Железноводска - туда-сюда, не дальше по главному ходу!
Тут уже дореволюционный вокзальчик, за которым РЖДшный санаторий "Восход":
Иноземцево ныне числится ПГТ в подчинении Железноводска, который при этом слегка превосходит по размеру. Оно всегда было в тени других городов КМВ, но между тем история его весьма интересная: в 1801 году здесь обосновались шотландцы - миссионеры из Эдинбургского Библейского общества, пытавшиеся крестить горцев.
Как я понимаю, "библейские общества" не принадлежат ни одной конфессии и просто распространяют Библию в миру. Впрочем, миссия оказалась не очень успешной, шотландцы тут продержались до 1835 года, а затем их окончательно вытеснили немцы, переселившиеся сюда в 1809 году из Саратовской губернии и взявшиеся за садоводство.
Название "Иноземцево" же - отнюдь не в честь здешних иноземцев: изначально шотландская колония называлась Каррас, немецкая - Николаевская, а под нынешним названием их объединили в 1959 году (когда местные немцы по воле Сталина уже 18 лет как обживали Казахстан) вокруг станционного посёлка, получившего название в свою очередь в честь Ивана Иноземцева - начальника Владикавказской железной дороги, построившего эту линию и особняк близ станции имени себя:
Ещё за путями - остатки домовой церкви Иноземцева, переделанной в жилой дом. Кадр снят прямо с платформы:
Станция Иноземцево:
Маленький старый вокзал:
Здесь я оставил электричку и отправился на поиски осколков бывшей немецкой колонии. Посёлок стоит на склоне Бештау, улицы уходят вниз под весьма ощутимым углом:
В центре - проспект Свободы с бульваром, вполне возможно насаженном ещё немцами, по разные стороны которого два домика очень почтенного возраста:
Белый слева, в три окна, принадлежал старшине немецких колонистов Готлибу Рошке, который тут устроил кофейню, и в кофейне этой бывали Пушкин, Глинка, Толстой, Белинский, но в первую очередь - Лермонтов, который здесь завтракал последний раз в своей жизни, утром перед дуэлью с Мартыновым. Что тут сейчас - не знаю: домик и не открыт, и не заброшен.
Мозаика напротив:
Дальше я спустился к церкви Иоанна Предтечи (1999) на параллельной железной дороге Шоссейной улице:
Наискось от которой - серое здание кинотеатра "Луч", скрывающий внутри кирху колонии Каррас (1837), фотографий которой я, увы, так и не нашёл:
Есть тут и ещё одна бывшая кирха Николаевской колонии (1904), адрес которой я не знал, и лишь по возвращении обнаружил, что ныне это ДК "Машук" на Колхозной улице.
Ну а так - пошёл искать её наугад, по зелёным улочкам с "казацкими" хатами:
И редкими домиками немецких колонистов:
Есть тут ещё небольшой винзавод "Машук", а до революции действовала кумысолечебница:
Кирху я так и не нашёл, что стало вдвойне обидно, когда я таки узнал о её расположении и взглянул на карту - рядом ещё немецкое кладбище, Хвойный парк с озерцом и крупнейший в посёлке санаторий, то есть по сути второй центр.
В Каррасе же самым капитальным зданием оказались вот эти торговые ряды на той же Шоссейной улице. Но в целом население колоний не превышало нескольких десятков семей, поэтому старой архитектурой Иноземцево небогато:
Ну а третья станция в черте посёлка, как раз-таки обслуживавшая Николевскую колонию - невразчная платформа Машук, за которой начинаются пятигорские станции: