Приветствую зашедших на канал, с вами на связи КиноИнна. Сегодня хочу обсудить с вами фильм 2001г. «Читай по губам», режиссера Жака Одияра. В главных ролях Венсан Кассель и Эммануэль Дево. Фильм номинировался на премию Сезар в один год со знаменитой картиной «Амели» с Одри Тоту, и «Читай по губам» премию забрали.
35-летняя Карла Бем — обычная секретарша в конторе по торговле недвижимостью. Вся её жизнь состоит из повседневной рутинной работы и одиночества дома. К тому же, Карла очень плохо слышит. Она носит слуховой аппарат и умеет читать по губам. Поэтому с радостью принимает предложение получить себе в помощь стажёра — 25-летнего Поля, недавно вышедшего из тюрьмы.
Повествование фильма неспешное, смотреть его нужно не отвлекаясь. Первую половину фильма местами было откровенно скучно, а потом ты смотришь и смотришь. Раз, а фильм уже и закончился. Примерно с середины фильма приходит чувство тревожности, сам сюжет не скучный и, довольно-таки интересный. Складывается как мозаика, а кадры, эпизоды и диалоги—кусочки этой мозаики. Здесь всё не просто так, каждая случайно брошенная фраза, в итоге, найдет себе применение в сюжете.
Второй год фильм периодически всплывает у меня в памяти. Кассель в данной картине - отдельный от всего Кассель, абсолютно не возникает ассоциаций с другими его ролями, его герою веришь. Здесь он неотесанный, грубый, такое ощущение, что через экран чувствуешь как от него пахнет несвежей одеждой. Но при этом это море опасно-притягательной мужской порочности.
По поводу Эммануэль Дево хотелось бы поговорить отдельно. Удивительно некиногеничная актриса, честно скажу, смотреть первую половину фильма было неприятно из-за частых крупных планов лица Дево. Что удивительно, с определенного ракурса она выглядит симпатичной, потом меняет положение головы и все, магия ушла. Даже не знаю что больше отталкивало: внешность актрисы или выражение её лица?
Вот прям отторжение вызывала, еще и одевалась так, как бабушки сейчас не ходят. При просмотре в голове крутилось: нет, ну я все понимаю, по сюжету Карла одинокая женщина, типажа «старая дева», тем более у Карлы проблемы со слухом, ну почему нельзя было сделать её хоть немного привлекательнее! Кстати в том и отличие европейских фильмов от наших и голливудских. Они снимают как бы обыденно, без штампов, внешне обычных людей. А у нас уже видимо глаз замылился, смотря как в наших фильмах доярки похожи на топ-моделей, платочек только завяжут и сапоги резиновые напялят, чтобы подчеркнуть, что это деревенская женщина в кадре. Так же и в Голливуде, алкоголика может играть актер с внешностью и фигурой Аполлона, только взлохматят ему волосы, лицо грязью мазнут, наденут заношенную толстовку и шапочку. Здесь же у Карлы для обычной женщины внешность нормальная, но так как она актриса, то кажется некрасивой. Венсана красавцем тоже мало кто назовет, но в нем невероятная мужская харизма. Вместе они создали магию притяжения противоположностей, картина очень чувственная.
Карлу в начале очень жалко : коллеги посмеиваются над ней, навешивают на нее свои обязанности, подруги только используют её, чтобы пожаловаться на свои проблемы, самоутвердится за счет Карлы, да использовать ее квартиру для встреч с любовником.
Но в процессе просмотра понимаешь, что жалеть её героиню точно не нужно. У Карлы оказывается стальной характер.
Фильм буквально сквозит одиночеством героев, Карла почти сразу привязывается к Полю— вещь вполне естественная. Поль проявил к ней мимолетное участие, плюс ко всему банальное женское одиночество. Она начала очень навязчиво проявлять свою заботу по отношению к Полю. Даже сняла ему квартиру, Поль решил чисто по-мужски «отблагодарить» Карлу, но тут она взрывается от возмущения. Я, как и Поль, не поняла почему она отказалась, вела то она себя даже назойливо, персонаж Касселя так вообще озадачился: «Да что тебе тогда от меня нужно?». А Карле нужна была именно его любовь. Не только плотское, да еще в виде «оплаты» за её помощь и участие.
Итак, встретились два одиночества, развели у дороги костер. В данном случае костер разгорелся. Взаимопомогли друг-другу. Карла стала увереннее в себе, с помощью Поля поставила на место зарвавшихся коллег, отшила наглую подругу. У Поля появилась возможность выпутаться из своих криминальных долгов. Забавна все-таки природа мужчины: мужику надо делать бог весть какие новые долги, чтобы расплатиться со старыми долгами, проблемы то в итоге только усугубляются.
Сюжет как закипающая вода плавно переходит в криминальную драму. Удивительно, как легко синий чулок Карла нарушает закон, и не раз. Её способность читать по губам оказалась её сверхспособностью. Поль умеет грабить— Карла может подслушивать издалека. Раньше то она читала только насмешки в свою сторону, да сальные разговоры коллег, а теперь она читает по губам планы ограбления банка. Так же плавно, из полунамеков и недосказанностей нарастает их обоюдное влечение к друг-другу. Эти взгляды украдкой и полунамеки придают картине яркий пикантный оттенок. Очень тонко и чувственно, всё на уровне ощущений, не буквально, хотя и откровенные сцены в фильме присутствуют.
Кульминацией фильма считаю момент когда, Поль, разбитыми в лепешку губами, беззвучно просит о помощи Карлу. А Карла, рискуя свей жизнью, спасает в итоге их обоих. При этом не выглядит этакой «чудо-женщиной», просто проявила смекалку и твердость, и вот уже остатки затравленности в ее глазах сменились на решительность. Очень сильный эпизод. Пройдя через череду жестких испытаний, Карла как-будто становится самой собой. А она именно такая. Карла становится героем. Героем истории и, наконец-то, героем своей жизни.
Очень хочется верить что у героев все сложится, после просмотра поймала себя на мысли, что полностью прониклась их историей, переживала за них весь фильм. Хоть «случилось» у них в конце наконец-то. В очередной раз положительно удивлена на сколько все-таки европейское кино отличается от голливудского. И Дево уже ни капли не раздражает— еще одна талантливая французская актриса.
Если обратить внимание на фильмографию Одиара, то можно заметить очень интересную тенденцию. Часто герои его фильма имеют какой-то физический дефект или инвалидность: «Ржавчина и кость»-инвалидность главной героини Стефани, «Пророк» - неспособность чувствовать эмоции, «Читай по губам» - глухота Карлы. Сам Одиар, в одном из интервью высказался по этому поводу:
Да, персонажи моего фильма часто инвалиды в широком смысле: они чего-то лишены. Это способ сделать их жизнь сложной (а значит интересной для меня): им нужно прикладывать больше усилий, чем кому-либо, чтобы существовать и двигаться вперед. Кроме того, я вижу, что у персонажей такого типа есть возможность построить еще одну жизнь. Из чего она будет состоять? На какое количество жизней мы имеем права? Какой ценой завоевывается эта вторая жизнь?
«Читай по губам», как и многие европейские фильмы, заканчивается внезапно, но на позитивной ноте. Если посмотрите эту картину и она вам «зайдет»—гарантирую, что мысленно вы будете часто к ней возвращаться.
Спасибо, что дочитали. Читайте также:
#читай по губам #венсан кассель #эммануэль дево #жак одиар #криминальная драма #французское кино #сезар