Найти тему
Наталия Ефимова

Эхо "Эха" на РБК в лице автомобильных экспертов

Утро мое началось не радужно, потому что под кормление своего шерстяного братства и варку кофе я сдуру включила РБК. И хотя автомобиля у меня нет и я особо не страдаю, табличка, предложенная веселой телекомпанией, не могла не обратить на себя внимание.

В эфире появилась автоэксперт Алина Распопова. И нежно улыбнулась фразе, которую произнесла ведущая:

- Сегодня мы увидели на сайте РБК в разделе "Автоньюс" материал под названием "Какие машины выпускают в Северной Корее".

-2

- Катя (возможно, и не Катя, но мне лень искать имена) себе уже присмотрела парочку, - добавил за кадром второй телеведущий.

- Что это значит? - продолжала Катя. - Это какой-то намек?

Алина сказала, что намек содержится в самом опросе РБК. Но у нее есть конь, поэтому она защищена от текущей ситуации. Последние слова подобрала с заметной аккуратностью.

Сейчас автобренды оказались заложниками политической ситуации в России, сказала она. И это самое неприятное, что может быть для автокомпаний. Но те, что уже локализовались у нас, на 100% не хотят терять свои инвестиции. Происходит некая заморозка в силу логистических проблем. И все ждут стабилизации ситуации, чтоб понимать, как продолжать или, возможно, перестраивать производство. И думают, как начать производить машины.

- Алин, почему Северная Корея? - не останавливалась ведущая

- Мы судим по тем странам, которые не заявили, что находятся с нами в прямой конфронтации, - загадочно ответила Алина. - Потому что европейские производители находятся под давлением ситуации. Тот же "Рено". Все его акции практически принадлежат правительству Франции. При всем желании...

-3

Дальше она рассказала о возможностях договориться с поставщиками. "АвтоВАЗ" уже начал этим заниматься, уйдя раньше, чем это бывает обычно, в корпоративный отпуск, чтоб найти замены своим поставщикам. Ищут российские, зарубежные, в частности, китайские аналоги.

Дальше девушки обсудили поведение дилеров и цен на авторынке. Но, в целом, Алина, обретшая в своей жизни целого коня, не вызвала у меня отрицательных эмоций. Между делом, она упомянула, что затаились и не стали распродавать свой товар владельцы авто премиум-сегмента. И любители "Майбахов" могут ждать открытия аукционов, когда цены вырастут до уровня, который устроит продавцов.

Завтрак мой, к несчастью, пришелся на причудливый блок, объединивший цены на автомобили и "Уроки патриотизма", для обсуждения которых пригласили Евгения Ямбурга. Последнего я даже цитировать не буду.

Просто не хочу.

-4

А вот автоэксперта с довольным лицом по имени Сергей Степанович Асланян процитирую. Правда, есть у меня смутное предчувствие, что при первой возможности этот человек покинет территорию страны.

Бывший ведущий автомобильной передачи на "Эхе Москвы" так сиял во время своего монолога, что у меня не могло не появиться таких мыслей. Прочитала, что он делал карьеру в 90-е в том числе и в "МК". Увы, в упор не помню такого персонажа.

-5

Улыбка просто не сходила с его лица. И я пыталась понять, почему. Ведь он не юмореску озвучивал. Хотя явно хотел понравиться зрителям своими задиристыми интонациями:

- Во-первых, после того, как начались уходы и декларации о том, что "мы на время покинем Россию", мы сразу обнаружили в себе огромное желание вернуться к лаптям, телогрейке, водке, гармошке и лососю.

Ведущая хохотнула за кадром.

- И мы сразу внутри себя обнаружили дискуссию: "Проживем без Запада! Даешь карбюратор! Где родной государственный подшипниковый завод?" Ну, правда, заводов не оказалось нигде. Ни карбюраторного, ни подшипникового. Поэтому что бы там АвтоВАЗ ни искал, как бы он ни рассказывал "Да-да, вот тут у нас в деревне Нижние Тетюши сохранилось производство, сейчас мы туда вернемся!" - не вернемся. Никто и никуда, ничего у нас там нет. При этом мы понимаем, насколько сильно мы будем хуже жить, ездить и потреблять. Ведь мы же с вами привыкли к тому, что наше стадо... Ему говорят: "Туда!" И мы туда пошли. А там что? Там новые айфоны, там Макдональдс, автомобили... Сейчас вопрос - насколько хуже мы будем жить?

Ведущая спросила - может, он полагает, что автомобили в ближайшем будущем станут такой роскошью, что лучше этот вопрос и не поднимать?

Асланян напомнил, какие очереди на машины были в СССР. И согласился:

- Вы правы. Именно об этом идет речь. И абсолютно правы прагматичные китайцы, подлые в своей целесообразности, которые будут готовы нам наладить поставку чего угодно. У нас тут недалеко есть Турция, которая тоже серьезный игрок по комплектующим. Но мы сейчас настолько опасные партнеры, что говорить о серьезных поставках не приходится.

Ведущий-мужчина зацепился за выражение "опасные партнеры".

-6

- Понятно, что это отчасти сарказм...

Асланян бы не согласился с примечанием "отчасти". Что было видно по улыбке, по-прежнему не сходившей его лица.

Но ведущий тут задал, на мой взгляд, совершенно лишний вопрос, на который Асланян ответил в начале монолога упоминанием деревни Нижние Тетюши:

- Почему пальму первенства мы опять отдаем чужим производителям, тому же Китаю? А наши-то чего? И есть производители, которые от нас пока еще не отвернулись. С чем останемся мы - с лаптями, как вы говорите?

-7

- Все очень просто. Со времен Советской власти мы мало что могли. И всякий раз, когда в технологический тупик упирались, мы обязательно шли по пути заимствования. Либо покупали, либо воровали. У нас не было ни одной советской машины полностью советской. Мы все, что смогли украсть, украли. И всегда шли по пути - не умеем делать сами, давайте научимся у других. Когда сейчас получили доступ ко всем уже технологиям, любым образцам, возможностям, мы этот путь порочный оставили. Мы за 30 последних лет ни в чем не прогрессировали. Мы 30 лет либо покупали, либо воровали. Мы понимали: наше - плохое, давайте возьмем западное, либо восточное. И сейчас, когда занавес на нас наконец, обрушился, у нас ничего нет. Мы можем еще по инерции делать вид, что мы цивилизованная страна, которая умеет что-то делать, кроме лаптей. Но вот сейчас, когда у нас закончится последнее лыко и мы не сможем купить его в Китае, у нас лаптей не будет.

Ведущий с сарказмом, который искал у других, заметил, что у нас хорошие танки. И, может, не стоит сразу про лапти.

Ведущая зачем-то рассказала Асланяну, что АвтоВАЗ готовится выпустить какие-то новые версии "Лады". И вообще - пусть не Китай, но есть же Казахстан, Армения, Белоруссия... У нее есть информация, что уже в Казахстан едут и оптом везут.

Это вызвало у эксперта новый приступ веселья:

- Конечно, мы с вами в своем потреблении безудержном через какое-то время получим серый рынок автомобилей, айфонов, картофеля фри, всего, к чему привыкли. Всё это будет доступно далеко не всем... Как при Советской власти, когда мы ненавидели Америку, перед которой пресмыкались. И очень спокойно у Запада, с которым были в состоянии конфронтации, покупали мерседесы.

Он рассказал, что как бы мы не декларировали свою ненависть к мерседесам, мы всю жизнь ездили на мерседесах. Вспомнил завод, построенный в 1928 году и партийную номенклатуру, в частности, Косыгина, который тоже ездил на мерседесе.

Ведущий с тем же сарказмом, а, может, с каким-то другим известным ему чувством, прочитал:

- Сергей, наши читатели пишут: " А вы забыли про "Чайку! Отечественный автомобиль".

-8

- Знаете, про "Чайку" невозможно забыть, - еще больше развеселился Асланян. - Так же как про одноименный пылесос. И про стиральную машину...

Поток веселья остановила ведущая, которая спросила, что же все-таки делать. Ведь машины начнут воровать, разбирать на детали

- Лошадь, втянутая в работу, поставленная в денник и оставшаяся без нее, очень быстро дохнет, - с тем же энтузиазмом ответил Асланян. - Поэтому придется оставить в эксплуатации эту лошадь, но мы должны понимать, что у нас больше не будет масла, запчастей, присадок...

Можно я опущу автомобильные подробности в силу очевидных причин? Ради феерического окончания монолога:

- У нас огромное количество чего в стране не выпускают. Сберечь не получится, а спрятать тоже, поскольку это не "Москвич-401", который поставил на домкраты в гараже, забыл и через сорок лет подарил внуку. А те, кто не может без айфона, Макдональдса, без быстрой езды как Эдвард Бил, который получил недавно реальный тюремный срок (мало дали, лично я считаю, но у Асланяна впервые появилась интонация сожаления из-за строгого приговора) - это люди, которые должны будут обзавестись новыми привычками. Потому что все-таки лапти, водка, гармонь и лосось - они более вероятны, чем даже на сером рынке купленные автомобили, заправленные импортным бензином или хорошим маслом с хорошими запчастями, на фирменной резине, которые тоже нам уже не светят.

-9

Ведущая с лицом, с которым в известном афоризме Ильфа и Петрова графиня бежит к пруду, подытожила пламенный монолог эксперта:

- Велосипеды и электросамокаты... Спрос на них уже увеличился.

- Хочется жить! - воскликнул ведущий.

Асланян отключился.

И они занялись темой "уроков патриотизма". Примерно в том же ключе.

******

Хотела я с утра на самом деле вспомнить вечернего Сергея Лескова, который на ОТР вспоминал, как на месте станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе вырос АШАН. Я бы еще добавила дисконт-центр с импортными шмотками неподалеку.

И еще - мой ужас лет десять назад, когда, попав на презентацию продукции некой зарубежной фирмы, которая, в частности, рекламировала косилки-плющилки, я воскликнула: "А что же наш Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского?"

Ничего. В начале 90-х его мгновенно прихлопнули и превратили в зону сталкера. "Там давно вороны каркают", - сказал мне кто-то тихо из старой гвардии.

Вокруг презентующих, однако, толклись смеющиеся асланяны, которые подносили палец к губам, когда мы пытались задать неудобные вопросы.

Тем более, что презентация зарубежной фирмы проходила в отеле "Ритц-Карлтон" на Тверской, возникшей на месте "Интуриста". В перерыве на кофе-брейк нам намекнули, что один поднос с закусками больше месячной зарплаты любого приглашенного из профильных российских изданий.

А единственное селфи для своей родни моя коллега из скромного животноводческого журнала могла с позволения охраны сделать лишь в дамской комнате.

Со вздохом:

- Здесь тоже прямо Людовик XIV...