Найти тему
Батарейка

Как шоколадный бизнес пережил два кризиса, выпуская дорогие продукты: история ShokoBox

Оглавление

История питерского бизнесмена Андрея Шаркова вдохновляет и мотивирует: он сумел не только дважды сохранить компанию, когда казалось, что такое невозможно, но и увеличить выручку на 30%. Как ему это удалось? Думаю, что приемы предпринимателя будут актуальны и в настоящее время.

Андрей Шарков - предприниматель, основатель компании ShokoBox. Скриншот из видео, используется и распространяется бесплатно по лицензии https://www.youtube.com/t/terms
Андрей Шарков - предприниматель, основатель компании ShokoBox. Скриншот из видео, используется и распространяется бесплатно по лицензии https://www.youtube.com/t/terms

Старт бизнесмена

Шарков начал в ранних 2000-х с рекламного агентства, которое специализировалось на продаже сувенирной продукции. Бизнес шел хорошо. Благодаря одному из клиентов, который сделал очень необычный заказ, Андрей открыл для себя новую перспективную нишу.

Клиент просил уникальный сувенир, который будет отличаться от всех существующих на рынке. Долгий процесс выбора привел к идее брендированного корпоративного шоколада — такой был на страницах европейских каталогов. Несмотря на то что это был довольно дорогой продукт, заказчик сразу согласился.

Шарков открыл интернет-магазин специально под новую нишу. В магазине можно было заказать шоколад с собственным логотипом.

Чтобы раскрутиться, поначалу реализовывали товар по цене ниже себестоимости. Несколько таких продуктов для клиентов принесли свой результат: в течение месяца бизнесмен получил около десяти крупных покупателей.

Производство шоколада он отдал подрядчикам, а вот упаковку решил изготавливать самостоятельно. Обороты росли, компания стала приносить очень хорошие деньги.

Шарков вспоминал, что если до этого всю прибыль он вкладывал в развитие бизнеса, то вскоре позволил себе частые поездки в Европу, новое авто, инвестиции в различные стартапы…Казалось, что рост ничего уже замедлить не сможет.

Плохие перемены

Кризис 2008 г. затронул Шаркова, как и многих других бизнесменов. Почти все крупные клиенты перестали покупать товар. Если до этого минимальный заказ был 10 тыс. штук, то сейчас заказы исчезали совсем. Ситуация не изменилась ни через месяц, ни через два. Андрей понял, что как раньше, уже не будет.

Что помогло спасти бизнес

В новых условиях бизнесмен полностью пересмотрел подход к продажам и самому продукту. Вот что он сделал:

● снизил минимальный заказ до 1 тыс. штук: это привлекло клиентов малого и среднего бизнеса, с которыми компания не работала раньше;

● начал заключать сделки с физическими лицами: при маленьких заказах клиент был готов заплатить за каждую единицу товара больше;

● перешел к работе на новом оборудовании, которое позволяло печатать оригинальные дизайны упаковок в любом количестве.

Для индивидуальных клиентов установили наценку 70%. Очень скоро стало понятно, что это новая перспективная ниша. Специально позднее был создан интернет-магазин ShokoBox. Объемы заказов стабильно шли вверх. 2008 год компания закрыла с выручкой на 30% больше, чем в 2007.

Следующим шагом стала разработка продукта не для индивидуального клиента, а для определенных групп людей. Например, шоколад для именинников, бухгалтеров, программистов, спортсменов, шуточные наборы и т.д.

Эта идея тоже оказалась выигрышной — многие предпочитали купить готовое решение, чем разрабатывать эксклюзивное. Затем компания добавила к этому производство шоколада с учетом актуальных трендов и того, что волновало общество. А в 2012 г. ShokoBox продал первую франшизу.

Благодаря находчивости, гибкости и предприимчивости руководителя получилось продержаться в непростой 2020 год. Фото Pixabay Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Благодаря находчивости, гибкости и предприимчивости руководителя получилось продержаться в непростой 2020 год. Фото Pixabay Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Снова кризис

Следующий серьезный кризис настиг компанию в 2020 г., когда многие были вынуждены оставаться дома. Тогда бизнес потерял 95% выручки. Поскольку шоколад компании покупали чаще всего в подарок, он был представлен не в продуктовых, а в книжных и сувенирных магазинах.

Из-за ограничений точки продаж были закрыты с конца марта почти до сентября 2020 г. Возник огромный кассовый разрыв. Второе направление — продажа продукции с корпоративной символикой — также оказалось неактуальным.

Первые два месяца компанию спасали накопленные резервы и быстрое внедрение производства масок. Затем Шарков обратился за господдержкой, но ему отказали.

В это же время фабрика получила крупный заказ, но для его выполнения требовалось 1,5 млн рублей на закупку материалов. Тогда он подал заявку на кредит, на этот раз удачно — деньги быстро поступили на счет.

Компания смогла заключить важный контракт, который позволил продержаться до окончания срока ограничений.

Пример ShokoBox доказывает, что находчивость, гибкость и быстрая реакция помогают спасти бизнес и даже его масштабировать в то время, когда многие компании становятся банкротами.

Уважаемые читатели, если вам знакомы истории других бизнесменов, сумевших увеличить прибыль в период кризиса и падения спроса на рынке, делитесь в комментариях.

Читайте еще:

Как уральские парни создали стартап, который за год с 15000 рублей вышел на доход 72 млн
Батарейка15 февраля 2022
Куда можно инвестировать деньги, если получается выделить всего 1000 рублей
Батарейка5 сентября 2021