Всего в Северном морском пароходстве было шесть сухогрузных теплоходов проекта 232 из пятнадцати построенных на верфи «Авангард» в Будапеште.
Венгерские корабелы строили их с 1969 по 1974 годы. В целом это были небольшие суда: дедвейт – 1718 тонн, 77,8 метров длина корпуса, 11 метров ширина его, осадка в грузу - 4,3 метра. Скорость полного хода – 11-11,6 узла. Все пятнадцать теплоходов входили в состав Северного и Эстонского пароходств.
Те, что работали под флагом Северного пароходства вскоре стали завзятыми каботажниками, хотя и не обладали усиленным ледовым классом. В период летних навигаций теплоходы ходили в ближней Арктике, дальше пролива Вилькицкого не совались (Мезень, Колгуев, Амдерма, Нарьян-Мар, Варандей, Чижа, Ома и так далее). Возили они генеральные грузы, а из сыпучих в основном – уголь. С наступлением холодов теплоходы, как правило, перемещались в Балтийское море и уже продолжали трудиться на тамошних коротких грузовых линиях.
А названия у теплоходов архангельской приписки были такими: «Спартак» (головное судно), «Николай Бауман», «Пётр Каховский», «Кондратий Булавин», «Иван Болотников» и «Салават Юлаев». Скорее всего, случайно, чем по чьему-то умыслу, но все они носили на своих бортах имена предводителей крестьянских войн, бунтов, революционеров. В моряцком просторечии (в шутку или всерьёз?) эту серию судов окрестили словом - «разбойники». И это прозвище сразу и прочно прижилось.
Порой это запечатлевалось в таких забавных двусмысленных фразах:
- Старпом наш всегда хорошо отзывался о разбойниках - он долго ходил в каботажке.
Или:
- На «Красную Кузницу» (архангельский судоремонтный завод) часто приходили разбойники.
Откровенно говоря, это нравилось не всем помощникам капитана по политической части. Некоторым в том мерещились некая политическая близорукость и безграмотность.
- Как можно Николая Баумана причислять к разбойникам? - как помнится, возмущался один из таких. - А Спартак – если не знаете, то это же вообще древние века!
Однако в большинстве своём из тех помполитов, с которыми был знаком, - относились к упомянутому прозвищу спокойно, а иные и с юмором.
Сегодня теплоходы 232 проекта уже списаны из состава сухогрузов Северного морского пароходства. Отметим, к слову, головное судно серии – «Спартак» затонул по весне 1989 года, столкнувшись с одной из опор стоящегося в Архангельске Краснофлотского автомобильно-пешеходного моста. Впрочем, об этом случае стоит рассказать отдельно, но это уже в одной из последующих публикаций.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.