Найти тему
Наша Психология

Как вытащить детей из гаджетов

Оглавление

Если вам случится попасть в место скопления школьников (детская поликлиника, Дворец культуры, вагон метро, в котором перемещается класс), вы, скорее всего, испытаете смешанные чувства: выглядит одновременно забавным и пугающим то, как дети водят пальчиками по экранам своих смартфонов, едва отвлекаясь на короткое общение друг с другом.

Друг или враг?

Есть у планшета неоспоримые достоинства: в это небольшое, легкое устройство вместилась вся техника, столь необходимая детям (по их мнению): плеер, фотоаппарат, телефон, а также всемирная энциклопедия, которая очень помогает им в освоении новых знаний («отмазка» для родителей).

Есть и обратная сторона медали: подавляющее большинство детей использует планшет для игр, общения в соцсетях и просмотра различного контента, часто не несущего информативной нагрузки. Само по себе это не так уж печально. Однако есть два очевидных негативных момента подобных посиделок в Сети:

  1. Виртуальное общение подменяет собой реальное. Детям тяжело выстраивать взаимоотношения, сложно находить точки соприкосновения друг с другом, сложно быть собой. И вот замкнутый круг: этот навык не появляется, так как отсутствует живое общение, а без этого нарастает внутреннее опасение быть не слишком интересным собеседником.
  2. «Нечистоплотные» люди, под маской неизвестности и налетом загадочности, порой имеют возможность навредить доверчивым ребятам: обман, попытка использования, формирование комплексов. Эта опасность может исходить от нездоровых, циничных взрослых или от глумливых «продвинутых» сверстников.

Прогресс не остановить

Почему же очень быстро возникла такая тесная связь между техникой и новым поколением? Вернадский считал, что частью биосферы земли является область знаний – ноосфера, в которой аккумулируются научные и культурные знания человечества (математика, физика, музыка и т. д.). К ней «подключаются» время от времени люди, у которых наиболее развита особая чувствительность (наподобие электромагнитной).

Мы называем их талантливыми, одаренными или гениальными. Такие люди – как антенна у телевизора. И через «приемные устройства» – озарение, инсайт, вдохновение – к этим людям приходят как научные открытия, так и то, что становится потом шедеврами искусства и культуры. Если придерживаться этой теории, можно сказать, что нынешнее поколение детей более «наэлектризовано». И поэтому они так быстро находят общий язык с техникой. Мы говорим про них «ранние».

Личным примером

Казалось бы, мы только что пришли к выводу, что поколение наших детей обречено не вылезать из гаджетов. Да и сами пользуемся этими плодами цивилизации. Но! Мы еще помним, каким бывает времяпрепровождение без смартфона. И эти моменты мы вспоминаем с чувством приятной ностальгии с примесью горечи, что наши дети не могут познать всю искренность и бесшабашность детства и отрочества.

Кто виноват? Мы! Мы используем смартфон как средство успокоения, когда малыш ведет себя громко или капризно в общественном месте. Вручаем ребенку планшет, когда нам требуется сделать срочную работу, а он нас отвлекает. И дети довольно быстро проникают в новую для них вселенную. Поначалу мы умиляемся: наш малыш еще не может самостоятельно застегнуть одежду, но зато прекрасно ориентируется в телефоне. И только когда «техномир» становится единственным его миром, начинаем бить тревогу.

Заполнить пустоту

Нельзя забрать у ребенка часть его привычной жизни в надежде, что все в одночасье изменится. Как только мы изымаем планшет, образовывается пустота. Чем мы можем заполнить этот вакуум? Ответ на поверхности – собой. Для этого в первую очередь нам самим придется отложить свой смартфон/планшет/ноутбук. Даже если он нам крайне необходим для работы. Ведь невозможно говорить с ребенком, например, о вреде курения с дымящейся сигаретой в руках. Дети не слушают, а наблюдают. И делают не то, что им говорят, а то, что им демонстрируют окружающие взрослые.

Правило 1. Никаких гаджетов ни у кого из членов семьи!

Если все же есть необходимость использовать планшет для работы, это четко оговаривается. И назначается время тишины – период, когда все выключают свои устройства. Но пока взрослые пользуются своими планшетами, детям тоже придется выделить время в Сети.

Правило 2. То время, которое высвободилось у детей, должно быть наполнено.

Наполнением могут быть тематические кружки, где ребенок будет общаться с единомышленниками (спорт, моделирование, музыка и прочее). Семейные же средства таковы: общение (это не спросить про выполнение домашних заданий и про оценки, это говорить о важных для ребенка вещах и делиться друг с другом впечатлениями о книгах, поездках, прогулках), настольные игры (это целый мир: логические, стратегические, экономические, развлекательные, семейные или дуэльные, одиночные или для большой компании), прогулки, поэтические вечера. Все ограничивается только вашей фантазией.

Что мы вспоминаем о своем детстве? Вещи, которые были нам куплены родителями? Или общение с мамой и папой? И мы, в свою очередь, можем сделать так, чтобы нашим детям было что вспомнить с теплотой и радостью.

Автор: Наталья Белякова, детский психолог