Наверное, родителей и воспитателей всех времен беспокоил вопрос развития одаренности и таланта. В наше время под это подведена солидная научная основа. Например, что такое «одаренность» с точки зрения психологии развития? Это высокий уровень развития способностей, качественно своеобразное их сочетание, позволяющее достичь высоких успехов одновременно во многих областях деятельности.
Особенно интересна здесь фраза «качественно своеобразное сочетание способностей». Насколько своеобразным может быть сочетание способностей можно увидеть на примере В. В. Кандинского, русского художника и теоретика изобразительного искусства, основоположника абстракционизма. Рассмотрим, какие особенности легли в основу его творчества.
1. Синестезия - феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Например, В. Кандинский «слышал цвет» и «видел звуки». Поэтому говорят, что на выставке художника «звучат картины». Посмотрите на ксилографию «Березы» из альбома «Русская сюита» и вы поймете, о чем речь.
2. Острое чувство энергии цвета, гармонии цвета и формы. Художник рассматривает цвет с позиции температуры и движения, а также соответствия основных форм основным цветам. (В. Кандинский. Композиция X)
3. Решительность характера, независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой, трудолюбие. Известно, что В. Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета. На четвертом году по состоянию здоровья прервал учебу и совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. Обычно по состоянию здоровья едут на юг, на курорт, за границу. Вот чтобы на север Вологодской губернии поехали – первый раз встречаюсь. Университет будущий художник все же окончил, причем с дипломом первой степени, и был оставлен на два года при кафедре политэкономии и статистики «для подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации». Однако в 30 лет В. Кандинский бросает блестящую карьеру и едет за границу учиться живописи. «Почти профессор» старательно рисует небольшие пейзажные этюдики, человек, остро чувствующий цвет, корпит над черно-белыми гравюрами. Все ради того, чтобы заниматься любимым делом!
4. Способность к биссоциации – соединению идей из различных областей жизни и знания. Например, соединить цвет и форму, изображение и звук, лирику и геометрию (лирический геометризм В. Кандинского, литография «Многоцветие в треугольнике» расскажет вам об этом).
В творчестве художника соединились безудержная энтропия цвета с энтальпией формы. Однако прежде, чем идеи из различных областей знания соединить, их надо освоить, то есть быть человеком разносторонне образованным, интересующимся, эрудированным. Заметим, что в детстве художник учился в гимназии, параллельно получил художественное и музыкальное образование, обучаясь на юридическом факультете Московского университета, совершает этнографическую экспедицию. Как-то не очень похоже на тенденции современного профильного обучения с его тенденцией деления учебных предметов на «нужные» и не «очень».
Каковы итоги творческой деятельности художника? Книги по теории искусства «О духовном в искусстве» и «Размышления об искусстве». Точное количество работ, написанных Кандинским, неизвестно – многие из них сгорели в кострах, зажженных нацистами, как «дегенеративное искусство». Но все искусствоведы сходятся в одном: «Кандинский написал очень много замечательных картин». Его полотна сегодня считаются одними из самых дорогих среди картин русских художников: «Картина с белыми лилиями» продана на аукционе Sotheby за 41,8 млн. долларов.
@chelmusart #Кандинский #КандинскийвЧелябинске #выставкаКандинского #Кандинскийцветозвуки