О желании тишины, маме, машущей из окна, и разговорившемся кладбищенском стороже. Аврора ротова продолжает разговор об общении и одиночестве.
Мама всегда подшучивала, слыша, как я разговариваю сама с собой:" Любишь поговорить с умным человеком?" Лучший мой друг и враг - я сама.
Возвращаясь с учёбы или с работы, всегда шла дворами: мама ждала меня, и я видела в окне, среди метёлок красной герани, её лицо, видела, как она машет мне рукой. Дома, пока трапезничала, мама старалась успеть мне рассказать все новости и, если я молчала, обижалась:" Ну, что ты молчишь?" Подай хоть голос!". А я так уставала, что хотелось тишины. Позже, конечно, беседовали, но вначале - ляжешь, закроешь лицо думочкой и блаженствуешь.
Сейчас эта "тишина" достала многих. Дети уезжают, уходят из дому, и старики остаются одни. В магазинах часто встречаю людей, разговаривающих с собой. Стоят рядом, укладывают покупки и, не обращаясь ко мне никак, просто рассказывают о своей жизни. Лет тридцать назад ко мне так присел кладбищенский сторож, мужчина лет сорока. Приехали на кладбище, пошёл дождь, и я с маленьким сыном села на ступеньки под козырёк здания, в котором находилась вся кладбищенская администрация. И он, будучи немного пьяненьким, чем-то делился со мной. Потом, угостив сына конфетой и поблагодарив, признался, что ему понравилось, как я его слушала: "Вы такая внимательная, обычно все мимо проходят, а вы - нет..."
И ещё один случай. Месяца два работала в магазине продавцом, заменяла подругу, чтобы место работы сохранилось за ней. Магазинчик маленький, располагался на конечной трамвайной остановке: рабочие ехали с работы и заходили что-то купить, в основном, покупателями были мужчины - алкоголь, шоколад. Некоторые прямо с порога начинали рассказывать о своих проблемах, как будто я была им лучшим другом. А один признался, что шампанское купил для любимой и шоколадку тоже ей, а жене - деньги. И горько добавил:" Ей от меня нужны только деньги!". А когда я посоветовала купить жене цветы, покачал головой: "Девонька, ты мою жену не знаешь!". Так стало обидно за нас, девочек. Тянем, тянем тяжёлый воз, а награда достаётся другим.
Одиночество - это и благо, и тяжёлый груз. Особенно тяжело быть одиноким в своей семье.