Продолжаем вспоминать советское кино, щекочущее нервы. Первая часть здесь. После краткого обзора я ставлю личный балл "Рейтинга Страшности" (РС) по пятибалльной шкале:
- 0 - вообще не страшно;
- 1 - один-два эпизода, от которых не по себе;
- 2 - атмосферно жутковато в целом;
- 3 - ряд эпизодов, которые лично мне лучше было бы развидеть;
- 4 - общая жутковатая атмосфера + эпизоды;
- 5 - пересматривать не буду никогда, а сейчас смотрел на перемотке.
Фильмы в обзорах идут в хронологическом порядке.
6. "Руслан и Людмила" (1972), режиссёр - Александр Птушко
Замечательная экранизация одноимённой поэмы А.С. Пушкина, один из любимейших мною в детстве (да и не только в детстве) фильмов-сказок. Я всегда старался посмотреть его при показах по ТВ, несмотря на то, что от эпизодов с Наиной, Головой и атлантами в пещерах заставляли поёжиться. Но сказка без чего-то таинственного и пугающего теряет волшебство и становится слишком простой.
Да, конечно, были и другие отличные фильмы-сказки - без нагнетания, но, согласитесь, это совсем другой жанр!
"Руслан и Людмила" - последний фильм Александра Птушко. Он вложил в него весь свой опыт. Кстати, на момент съемок Мастеру уже исполнилось 70 - и, согласитесь, мало кто из режиссёров в таком возрасте продолжал/продолжает создавать шедевры.
А еще я хотел бы отметить такой нюанс - ровно тогда же, в 1972 году, появился и последний фильм Роу. И с тех пор уже не было на экране сказок, отражающих "предания старины глубокой"...
В главных ролях: Валерий Козинец, Наталья Петрова, Владимир Фёдоров, Мария Капнист
РС - 1: самое то для детской аудитории
7. "Солярис" (1972), режиссёр Андрей Тарковский
По мотивам одноимённого романа Станислава Лема. Сам пан Станислав очень негативно отзывался о версии Тарковского, на что имел полное право - советский режиссёр, как обычно, снял не экранизацию, а свои мысли по поводу.
Я не хочу сейчас рассуждать о соответствии фильма книге, дело-то не в этом: в рамках поставленной задачи, на мой взгляд, фильм удался. Но мы сейчас и не об этом тоже, а о триллерной составляющей, которой в "Солярисе" более, чем достаточно.
Если бы меня, восьмилетнего, сразу после просмотра картины спросили "о чём она?" Я бы, вероятно, ответил: о том, как страшно бывает в космосе. Ибо, конечно, я ничего не понял, кроме того, что постоянное появление и уничтожение Хари легко может довести до сумасшествия. И мне от такого было очень не по себе.
Да, честно говоря, даже и во взрослом возрасте это выглядит пугающе - не удивительно, что обитатели станции стали невротиками.
В главных ролях: Донатас Банионис и Наталья Бондарчук
РС - 4
8. "Всадник без головы" (1973, СССР и Куба), режиссёр - Владимир Вайншток
Экранизация одноимённого романа Майна Рида. Как и "Вий" - классика советского жанра ужасов. Сотни тысяч детишек, замирая от ужаса, следили за приключениями благородного мустангера Мориса Джералда, переживали за прекрасную Луизу и жаждали наказания для мерзавца Кассия Колхауна.
А потом, по окончании сеанса, шугались теней и избегали темноты. Некоторые даже и спать не могли.
В главных ролях: Олег Видов и Людмила Савельева
РС - 4
9. "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975), режиссёр Михаил Швейцер
Фильм поставлен по одноименной киноповести Леонида Леонова. Написанная в самом начале 60-х, она представляла собой довольно прямолинейный памфлет, совершенно не годящийся для середины 60-х, поэтому Михаил Швейцер решил несколько изменить первоисточник, предложив Леонову внести корректуры.
В результате получился замечательный фильм-притча о человеке, которому страшно. Но страшно не столько от того, что происходит вокруг, сколько от собственных комплексов и психологических травм.
Мак-Кинли - выходец из семьи потомственных военных, он и сам служил, в том числе - участвовал в боевых действиях. Но, будучи тревожным и чувствительным по натуре, даже выйдя в отставку, он не смог избавиться от постоянного страха за будущее.
Во Вселенной мистера Мак-Кинли был изобретен коллоидный газ, который позволяет усыпить любое живое существо на очень долгое время - причем, без каких бы то ни было побочных дефектов. Проснувшись - хоть через 10 лет, хоть через 1000 - человек будет чувствовать себя прекрасно и даже слегка помолодеет.
Конечно, такое великолепное изобретение не могло пройти мимо бизнесменов - и вот уже создан Сальваторий (от итальянского Salvatore - спаситель), где любого желающего погрузят в сон на сотни лет. За хорошие деньги, разумеется. Зачем?
Чтобы они могли проснуться в светлом будущем.
Вот и Мак-Кинли тоже хочет в светлое будущее, да только денег на мечту у него нет. И попадание в Сальваторий для него становится идеей-фикс, он готов даже на убийство - лишь бы достать необходимую сумму.
В главных ролях Донатас Банионис и Жанна Болотова. В роли уличного певца - Владимир Высоцкий.
РС - 2: великолепная мрачная атмосфера. Причем, в детстве я считал, что это мир вокруг Мак-Кинли такой безнадёжный, и только повзрослев, понял, что безнадёга героя "Бегства..." - у него внутри.
10. "Аленький цветочек" (1977), режиссёр - Ирина Поволоцкая
В список эта экранизация знаменитой сказки попала, прежде всего, из-за весьма таинственной атмосферы, созданной весьма недурно как с точки зрения визуальной, так и по части музыкального сопровождения. Но, к сожалению, дотянуть до качественного мистического кино не удалось.
Когда я на днях фильм пересматривал, то подумал, что в какой-то момент создатели этой версии "Аленького цветочка" озаботились темой "А вдруг детям будет слишком страшно?" и отыграли назад.
А жаль - картина очень атмосферна, задумка хороша и могло бы быть довольно круто. Но не для детей, конечно.
В главных ролях: Марина Ильичёва-Рыжакова, Алла Демидова, Лев Дуров, Алексей Чернов
РС - 2: за атмосферу
Часть 1 (1923 - 1967)
Часть 3 (1977 - 1980)
Часть 4: (1979 - 1983)
продолжение следует