На этот не совсем корректный вопрос каждый человек может дать ответ только исходящий из своего собственного опыта общения с людьми. Но, тем не менее, этот вопрос мне задают довольно часто и мамы моих особенных воспитанников, и их одногруппники, и даже мои коллеги. И именно в такой форме, как я указала в названии.
Учитывая то, что я работаю с достаточно специфической категорией ребят (дети с ОВЗ), то первым напрашивающимся ответом будет: виноваты во всем ментальные нарушения. А обыватели просто скажут: "Ну а чего ты хочешь, они же там у вас все - того, не от мира сего".
Не отрицаю, в этом есть доля(!) правды. И даже живые примеры есть. Такие, как девочка Рената, одна из воспитанниц нашего спецучреждения.
Рената
Ренате 11 лет, достаточно серьезные нарушения (РАС). Но девочка - очень сообразительная и интересная. И сама о себе она говорит так: "В Ренате - ооочень много Ренат!"
При этом загадочно улыбается, перебирает руками по воздуху, а потом загибает поочередно пальцы и что-то сама себе шепчет. "Видимо, Ренат пересчитывает", - шутит мамочка ее одногруппника.
Или так: в ответ на просьбу воспитателя убрать на полку разбросанные по столу книжки, девочка мотает головой. Далее - стоит и смотрит на стол, сама себя дергает правой рукой за левую и говорит: "Рената, пойдем убирать?" А потом, уже левой рукой стучит об стол: "Нет! Рената не хо-чет у-би-рать!" И стучит ровно в ритм фразы.
Почти ежедневно возникают ситуации, где Ренаты не находят общего языка. И основная Рената начинает нервничать, рычать и царапать мебель. Или просто плачет, обнимая воспитательницу и повторяя: "Ненавижу Ренату, она плохая".
Вот и получается, что ни Рената не виновата, ни ее родители, ни ее окружение, а именно ее "особенность".
Но бывает и так, что "особенности" - и вовсе не при чём
Например, как у мальчика Илюши (тоже воспитанник нашего учреждения). Он приезжал к нам уже несколько раз на трехнедельный курс (как положено, раз в полугодие).
Илюша
Когда этот симпатичный пятилетний мальчик приехал к нам в очередной раз, мои коллеги зашептали злыми языками: "Ну вот, принесла же нелегкая, опять этот вечно ноющий капризный нехочуха!"
Ой, почему такой негативчик? Не знаю как и у кого, но в моем кружке он занимался замечательно. И не ныл! Я Илью хвалила, а его бабушка радовалась и пожимала ему руку.
Но коллеги возразили: "На этот раз твой Илюшечка приехал с мамой. Так что - держись!"
Мама, бабушка и "первый" Илюша
Маму я до этого не знала. Ведь на прошлом курсе, когда Илью сопровождала мама, я была на долгом больничном по "Повидлу". Вот и пропустила этот момент. Но в тот год, когда он приезжал с бабушкой - все у нас на занятиях с ним было "чики-пики".
Например, предлагаю я ему какое-нибудь задание (с куклой Петрушкой или с бубном). Пока до Ильи "доходит" моя медленная инструкция, бабушка уже с улыбкой спрашивает: "Ух ты, а можно я тоже с вами поиграю?"
А дальше уже и бабушка чуть ли не пританцовывает, и сам Илюша входит во вкус, и оба смеются, играют, и Илюша без труда выдерживает целое занятие (а ведь дети с его "особенностью" и 10 минут занятия еле высиживают). И именно таким добрым, жизнерадостным и любознательным запомнился мне Илья.
А теперь - другой Илюша
Точнее, Илюша-то тот же самый. Такое же занятие. Такое же задание.
Илья опять переваривает информацию... ну да, медленнее, чем другие ребята, но я ведь всегда его за это прощаю!
А мама, видимо, не простила. Строго зыркнула на него... так, что мальчишка аж голову в плечи вжал. Уголки губ опустились. Вот-вот заплачет. Понятно, что еще сложнее "думается" в таком состоянии.
Начинаю ему подсказывать, а мамочка как зарычит: "Да ты, (такой-сякой), специально меня позоришь! Вооот, везде ты так делаешь, а-а-а!" (в смысле - дальше запикано).
Ну, тут уже и любой весельчак заноет. И Илья, конечно же, заныл. Даже заскулил.
Когда мамочка, психанув на мою просьбу оставить Илью наедине со мной в кабинете, хлопнула дверью, Илья уже сосредоточиться на занятии не смог. Так и ныл до конца урока. И расшевелить я его уже не смогла. Ведь Илья все время испуганно поглядывал на дверь.
А когда я его заплаканного вывела в коридор, коллега, увидев его, сказала мне: "Ну вот, я же тебе говорила!"
Действительно, "тот" Илюша, который раньше приезжал с бабушкой, и "этот" Илюша, воплощение печалей мира - два разных человека!
И его "особенности" тут совершенно не при чем! Верно же?
Дорогие читатели, пусть Ваши дети, родители и любые близкие люди живут в мире и понимают друг друга. Поверьте, от доброты любой человек способен поменяться. И не очень важно, сколько там людей или тараканов в его голове живет.
А я буду рада Вашим посещениям, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
Остались еще на свете педагоги, которые могут пожалеть родителей
Ребенок-невежа, чужая строгая бабушка и добрый батюшка в детском коллективе
#учителя и дети #воспитание детей #педагогика #учителя и родители #особенные дети