Найти в Дзене
С Богом по жизни

КОНЕЦ ВЫСОКОМЕРИЮ

“Разве ты лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водой, которому валом было море, и море служило стеной ему? Эфиопия и Египет с бесчисленным множеством других служили ему подкреплением; копты и ливийцы приходили на помощь тебе. Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями. Так и ты — опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля. Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть. Вот и народ твой, как женщины, у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои. Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжига кирпичей. Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя, как гусеница” (Наум 3:8-15).

Один высокомерный публицист был известен тем, что очень любил употреблять “последнюю букву в алфавите”. Как-то его попросили написать статью для специального воскресного выпуска по случаю Пасхи. Закончив статью, он с гордостью перечитал ее и отнес в набор. В понедельник утром на доске объявлений висел анонимный листок с отзывом на статью этого автора в терминах футбольного счета: Иисус — 13; “я” — 21!

Гордостью грешат и многие христиане. В то время как у некоторых самооценка занижена, у других с этим все более чем в порядке! “Тонкую грань” между одним и другим хорошо выражает такое изречение: “Всегда высоко держите голову, но не забываете держать нос на дружеском уровне”.

Если гордость оставить без контроля, она разовьется в высокомерие, надменность. “Высокомерие” — интересное понятие. Оно встречается в семи стихах (1 Кор. 4:6, 18, 19; 5:2; 8:1; 13:4; Кол. 2:18) и восходит к греческому фисио, что означает “быть раздутым или надутым до искажающих размеров”. Это понятие выражает то отношение к себе и окружающим, при котором чувство собственной важности вырастает непомерно. Такой человек надувается, “как индюк”, и воображает, что он выше всех, а остальные — просто грязь у него под ногами.

От этой-то гордости и идет все то, что вызывает отвращение в Божьих очах (Прит. 6:17, 18). Из этих семи смертных грехов самый первый — “глаза гордые”, которые себя и других видят в ложном свете. Такой искаженный взгляд ведет к жестокости и бесчувственности к другим. Когда мы осознаем это, мы поймем, почему Бог не терпит надменности!

Ниневия позволила высокомерию возобладать над своим духом. Можно проследить, как гордыня довела столицу Ассирии до полного уничтожения. Она прошла полный цикл, как описано в Прит. 6:17, 18. Поэтому, как неизбежное следствие такого поведения, гордую Ассирийскую империю должен был поразить Божий гнев. Книга Наума объявляет приговор этому надменному сердцу.

ВЫСОКОМЕРИЕ ВЫЯВЛЕНО (Наум 3:8, 9)

Наум показывает хвастовство высокомерия на примере могущественного египетского города Но-Аммон, или Фивы. Этот древний город был яркой витриной превосходства. В Илиаде Гомера указывается, что в Но-Аммоне было сто ворот, а это говорит о его огромной территории. Это был царский город, столица Верхнего Египта, центр искусства и культуры, а также союзный центр для многих держав. Но-Аммон занимал высокое, почетное место в мире и возгордился этим. Его надменность питалась из трех источников.

Во-первых, Но-Аммон считал, что был выше, или “лучше” всех. Хотя это слово было обращено к Ниневии, оно говорит и о Но-Аммоне (Наум 3:8). Гордость заставила его хвастаться, что его люди намного лучше всех других. Эта “самоуверенность превосходства” породила ложное чувство безопасности. Так, Александр Македонский стал жертвой этого чувства собственного превосходства. Он настолько возгордился, что стал презирать собственного отца, облачился в дорогую персидскую одежду, чтобы похвастаться своей экстравагантностью, и, наконец, провозгласил себя сыном Юпитера!

Такая самоуверенность превосходства и сегодня разжигает в наших сердцах высокомерие. Практическое послание Иакова резко выступает против надменности тех, кто считает себя “лучше” других (Иак. 2:1 и дал.). В Иак. 4:14 апостол просит высокомерных задуматься над быстротечностью их жизни: “Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий”. Чувствовать себя в безопасности, потому что ты “лучше” других — безрассудство! Незаменимых людей нет! Забывая этот факт, мы позволяем сатане погубить нас с помощью самоуверенности превосходства, какая была у Ниневии.

Во-вторых, этот город считал, что сам обеспечит себе безопасность, занимая особое положение. Но-Аммон имел естественные укрепления. Считалось, что он неприступен. Это был один из величайших городов древности. Окруженный водой и массивными стенами, он обещал надежную защиту. Его богатства казались нескончаемыми, а войска всемогущими. Все это порождало ложную уверенность города в своей безопасности.

Сатана и сегодня большой мастер использовать ложное чувство безопасности, чтобы побудить человека надменно отвергать Божью защиту. Миллионы людей уповают на богатство, стратегию и мирские защитные сооружения, ища в них защиты. Они, как и Ниневия, полагаются на ложную безопасность!

В-третьих, Но-Аммон надеялся на силу и мощь союзников. Наум называет четыре державы: Эфиопию, Египет, Пут (коптов) и Ливию. Как утверждают историки, этот союз предоставлял ему армию, беспрецедентную по своей мощи. Его союзники были сильными и многочисленными. Некоторые даже высказывают предположение, что у Но-Аммона на вооружении состояла армия более чем в семь миллионов человек! Такая масса питала его высокомерие, ибо кто захочет ссориться с тем, у кого такая силища? Итак, несметные богатства, вооруженные силы, укрепления и почитание мира были источниками высокомерия Но-Аммона. Трудно найти более подходящую иллюстрацию этого греховного качества. Эта надменность не могла не быть наказана (Иер. 46:25).

Сатана и поныне использует подобных “союзников”, чтобы подпитывать высокомерие нашего века. Те, кому сопутствует большинство, не чувствуют раскаяния оттого, что следуют злу. В окружении многих человек думает, что нет ничего предосудительного в таком высокомерии, какое описано в Прит. 6:17, 18: “Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству”.

ВЫСОКОМЕРИЕ ПОДАВЛЕНО (Наум 3:10-15)

Один богатый южноафриканский фермер, показывая гостю огромные табуны своих лошадей, высокомерно сказал: “Как вы думаете, генерал, возможно ли такое, чтобы я когда-нибудь нуждался в лошадях? Нет. Даже если этого пожелает Всемогущий Бог!” За каких-нибудь несколько месяцев он разорился. Его табуны поразила какая-то болезнь и оставила его без копейки!

В город Но-Аммон пришло божественное правосудие. Чтобы возвестить суд, Наум использует одно слово — “но” (Наум 3:10). Когда пришло время, на гордый город излился Божий суд. Ни одно укрепление не смогло оградить его от гнева Всемогущего Бога; ни одна его армия не была достаточно многочисленна, чтобы устоять перед натиском божественного возмездия; ни один союзник не смог оказать достаточной поддержки! “Но и он” — мы так и слышим, как Наум делает эмоциональное ударение на этих словах. Несмотря на численность, престиж, нескончаемые ресурсы и мощь, он был завоеван и разрушен! Былое высокомерие города обратилось в позор.

Вспомнив бесславную гибель Но-Аммона, Наум возвращается к надменной Ниневии с явным подтекстом: “Очередь за тобой!” Как Яхве предвозвестил гибель Но-Аммона (Ис. 20:4-6), так теперь Он посылает ясную весть о будущем Ниневии! “И ты тоже будешь унижена!” Огромное самомнение Ниневии определило ее судьбу. Разрушение Но-Аммона испытает на себе и Ниневия.

Пророк рисует жуткую картину кончины города. Они будут, как пьяные (Наум 3:11). Они выпьют чашу Божьего гнева и, как пьяницы, потеряют способность здраво рассуждать и будут только беспомощно лежать. Иеремия сказал:

«Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: “Возьми из руки Моей чашу эту с вином ярости и напои из нее все народы, к которым Я посылаю тебя”... И взял я чашу из руки Господней и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь... “И скажи им — так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните, и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас”» (Иер. 25:15, 17, 27; ср. 48:26).

Ниневия “скроется” (Наум 3:11). Это слово не означает, что она скроется от опасности. Она исчезнет, будто никогда и не существовала. Наум говорит, что этот высокомерный город “скроется” из виду и сотрется из людской памяти. История подтвердила его правоту! Ниневия была разрушена Мидо-Персидским союзом в 612 г. до н.э. После падения Ниневии ассирийцы перевели свою столицу в Харран, где она оставалась до битвы при Кархемисе, в результате которой первенство среди других народов перешло к Вавилону. Гибель Ниневии была полной, как и заявлял Наум. Через двести лет после ее гибели армия Александра Македонского проходила мимо того места, где она стояла, даже не подозревая о том, что этот город вообще когда-то существовал! Случилось то, о чем и предвозвестил Бог: Ниневия “скрылась”.

Ниневия будет “искать защиты” (Наум 3:11). Народ уповал на собственные меры безопасности. Они отвергли Господа, единственное надежное убежище (Прит. 18:10). Враги Ниневии нападут и будут безжалостны. От них будет негде укрыться. Так же “искать защиты” будут и высокомерные бунтари при возвращении Христа для суда (Отк. 6:15-17).

Народ Ниневии будет, как падающие плоды смоковницы (Наум 3:12). Как спелые плоды смоковницы падают при малейшем прикосновении к ним, так падут и мирские укрепления Ниневии! Все хотят вкусить первых плодов; ищущие их накидываются на урожай. Такова картина гибели Ниневии. Ищущие ее плодов ускорят опустошение (Отк 6:13).

Они будут, как женщины (Наум 3:13). Воины не смогут оказать успешное сопротивление. Её многочисленные войска станут трусливыми, робкими и слабыми. Исайя употребил такую метафору: “В тот день египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут, и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимает на них” (19:16; ср. Иер. 50:37; 51:30).

Они будут “пожраны” (Наум 3:13). Слово “пожрет” означает неизбежную кару! Рухнет последняя надежда Ниневии; она потеряет все. Скорая гибель станет результатом отвержения надменными Бога. Отвержение Бога — логический результат надменности. Именно высокомерие Иудеи стало причиной того, что Бог послал Исаию с таким резким обличением:

«И отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену; и устраиваете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это» (Ис. 22:10, 11).

Таков безрадостный портрет: город с многочисленным населением, утопающий в богатстве и имеющий огромную силу, будет стерт с лица земли и забыт! Высокомерие приведет к опустошению.

«Я накажу мир за зло нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокомерию гордых, и уничтожу надменность притеснителей» (Ис. 13:11)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слова Наума применимы и к нашему сегодняшнему миру. Кто-то может удивиться, как это сообщение о гибели одного города, много веков назад возвещенное другому городу, может иметь какое-то отношение к современному человеку; однако тут есть чему поучиться. Наум обращается ко всем, в ком сатана незаметно возбуждает чрезмерное чувство собственной важности. Он напоминает нам о трех опасностях.

Первая опасность — это раздутое самомнение (Иез. 13:14-16). Следующий комментарий, сделанный много лет назад, показывает истинную важность человека:

«Помните, чем вы были до своего рождения — ничем. Каким вы были многие годы потом — беспомощными. Кем вы являетесь всю свою жизнь — великими грешниками. Кто вы есть со всеми вашими самыми лучшими качествами — вы всего лишь должники Бога, своих родителей, земли и всего творения. Учитывая эти и подобные соображения, мы не можем видеть ничего более разумного, как быть смиренными, и ничего более глупого, как проявлять высокомерие» (Элон Фостер).

Вторая опасность — уповать на собственную неуязвимость (Ис. 22:10, 11). Павлин, смотря на свое яркое оперение, ходит, раздутый от гордости, но один только взгляд на свои безобразные ноги мог бы исцелить его от этой напыщенности. Если красота, богатство, слава, успех или что-то еще порождает в наших сердцах гордость, то давайте вспомним, что у каждого из нас имеется также и какой-нибудь противовес, который должен смирять нас.

Третья опасность — высокомерие. Насмешка Наума над Ниневией (Наум 3:14 и дал.) подчеркивает ее нелепое высокомерие. С жителями Но-Аммона обращались, как с добычей; это говорит об абсурдности их гордости (Наум 3:10). Так же и надменный грешник увидит на суде в реальном свете всю нелепость своего поведения (Мф. 11:24). Диоклетиан строил памятники, говоря, что он уничтожил “суеверие о Христе и распространил поклонение богам”. Его надменность была абсурдной!

Стих 8 начинается с очень серьезного вопроса, который должен бросить в дрожь честного человека. Чем мы лучше Ниневии или Фив? Давайте не допускать высокомерия, которое вызовет Божий гнев. Давайте помнить мудрый совет: “Бог венчает милостью, но на раздутую от важности голову этот венец не налезет”.

#гордость #высокомерие #мнительность #смирение #кротость