Найти в Дзене

КАДРОВИК

Кадровое делопроизводство - это ведение всех кадровых процессов: оформление трудовых договоров, трудовых книжек, приёма/перевода/увольнения сотрудника, составление нормативных документов и инструкций, оформление отпусков (в том числе и декретных), больничных листов и т.д. Основные затраты времени связаны с оформлением документов на одного сотрудника и предоставлением отчетности в государственные органы.

ДОЛЖНОСТИ

  1. Инспектор отдела кадров
    Так официально называется профессия кадровика. Его работа заключается в учете сотрудников предприятия, документальном оформлении приема, перевода и увольнения работников, а также ведении прочей установленной кадровой документации – личных дел, материалов, которые запрашивает аттестационная комиссия и которые нужны, чтобы представить сотрудника к награде или поощрению. Кадровик-инспектор заполняет трудовые книжки и подсчитывает стаж. При необходимости он оформляет и выдает справки, содержащие сведения о трудовой деятельности сотрудника, например, о зарплате за последние 6 месяцев – ее часто требуют банки для подтверждения платежеспособности.
  2. Альтернативные названия этой должности
    - Специалист по кадровому делопроизводству (КДП)
    - Специалист по кадровому учету

    На мой взгляд только эти названия отражают суть функционала.
    Все остальные названия размывают функционал и ключевую задачу.

    В настоящее время норматив должности: 1 кадровик на объем от 200 до 270 работников. Если количество сотрудников в компании больше, то внутри компании формируется отдел, в котором появляются дополнительные должности.
    - Ведущий специалист
    - Руководитель отдела ( или отдела учета кадров)

Суть работы
Деятельность кадровика имеет ориентацию на Трудовой Кодекс. Его работа базируется на строгих законодательных нормах, судебной практике, внутренних инструкциях и локально-нормативных актах, принятых в компании. Его задача вести документальное оформление работника в компании в строгом соответствии с законом, отчитываться перед соответствующими госорганами, сопровождать решения компании в отношении персонала в том, как эти решения должны быть оформлены и реализованы в соответствии с Трудовым Кодексом. Его основная забота - обеспечить точное выполнение требований ТКРФ в вопросах документального оформления сотрудника и его трудовой истории внутри компании.

Функционал

  1. Может осуществлять поиск и подбор работников (если это указано в вакансии работодателя)
  2. Участвует в разработке политик и мероприятий компании в области кадрового делопроизводства
  3. Кадровое делопроизводство:
    . разрабатывает договоры (трудовые, о материальной ответственности)
    . разрабатывает должностные инструкции
    . разрабатывает штатное расписание и расстановку сотрудников
    . ведет табеля учета рабочего времени
    . оформляет и хранит трудовые книжки
    . оформляет больничные листы
    . проводит внутренний кадровый аудит
    . ведет кадровую отчетность (анализ текучести персонала, отчетность по найму и увольнению сотрудников)
    . контролирует исполнение трудового законодательства, минимизирует риски, связанные с применением трудового законодательства
    . ведет персонифицированный учет (до полной сдачи отчета)
    . ведет медицинское страхование
    . ведет воинский учет
    . сдает сведения о доходах в органы налоговой службы
    . работает с миграционной службой, ОВИРом (оформление на работу иностранных граждан ближнего и дальнего зарубежья)

Эффективность кадровика определяется:

  • глубиной знаний и применения ТКРФ
  • объемом сотрудников, которых он в состоянии потянуть
  • количеством ошибок и штрафов, которые предъявляются компании в связи с нарушениями ТКРФ, в случае если политика компании по отношению к персоналу не является «серой», и ошибки связаны только с самим кадровиком и его уровнем экспертности.

Идеальный вариант для кадровика – юридическое образование. Его наличие не принципиально, и множество представителей этой профессии имеют дипломы экономистов или бухгалтеров, но предпочтительнее кандидат с профильной подготовкой.

Учитывая, что специфика работы кадровика связана с необходимостью проводить большое количестве времени за компьютером, изучать все время обновления ТКРФ, готовить документацию и отчеты для госструктур в строгом соответствии с государственными требованиями к ним, и консультировать руководство, о том как решения в отношении персонала должны быть оформлены и реализованы с точки зрения ТКРФ, на такой работе максимально эффективны люди, определенного профиля.

Hard & Soft Skills

  • Знает требования к оформлению и умеет вести организационную и распорядительную документацию, составлять документы по учету и движению кадров, представлять отчеты в госорганы.
  • Обладает базовыми знаниями и умениями по процедурам подбора персонала.
  • Умеет работать с программами
    Microsoft Office: Word, Excel
    P F R (персонифицированный учет)
    РOLICE (медицинское страхование)
    1С: (7.8), (8.0), (8.1), (8.2)
    2 НДФЛ
    Гарант, Консультант
    ЕССО (Форма стат. отчетности (предприятие)
  • Коммуникабельность, стрессоустойчивость, пунктуальность, усидчивость.
  • Грамотная письменная речь

Плюсы

  • Профессия пользуется спросом, независимо от отрасли, это промышленный объект или жилищно-эксплуатационная организация, в предприятии любой сферы экономики эта должность обязательна.
  • Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование.
  • Профессия предполагает удобный пятидневный график работы.
  • Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией.

Минусы

  • Необходимы специальные знания. Все документы должны соответствовать требованиям законодательства, которое постоянно меняется. Кроме того специалист отдела кадров должен хорошо знать основы социологии и психологии людей, поскольку работает с персоналом и совершает набор кадров. Также важны знания методов работы с персоналом.
  • Стресс. Сотрудники отдела кадров часто попадают в напряженные ситуации при увольнении персонала. Любое увольнение из-за совершения дисциплинарного проступка или несоответствия занимаемой должности по сути переходит в конфликт. Специалисту отдела кадров необходимо объяснить человеку суть ситуации, а также составить все приказы правильно, чтобы после во время проверки инспекции труда не были выявлены нарушения.
  • Сложно сменить профессию, ведь если к примеру, юрист работает в нескольких отраслях права, то кадровик сталкивается только с трудовым законодательством и усовершенствует свои знания, участвуя в различных тренингах и семинарах.
  • Если на предприятии происходит проверка по соблюдению трудового законодательства и составлен протокол о выявленных нарушениях, административные штрафы будут возложены как на предприятие в целом, так и персонально на начальника отдела кадров. Суммы чаще всего бывают большие, потому очень важно, чтобы в своей работе кадровик смог сотрудничать и с юридическим отделом и бухгалтерией, чтобы не допускать правонарушений.
  • Работа является монотонной и не предусматривает никаких командировок.


В целом, любой HR, в том числе и стратегический, может успешно выполнять работу кадровика. Но не долго. Эйчара с другим личностным и мотивационным профилем эта процедурная работа может «задушить».