В своей новой статье американский психолог эволюции и развития Питер Грей анализирует данные долгосрочных исследований влияния раннего обучения академическим дисциплинам на развитие детей. По данным этих исследований, дети, которые с возраста 4-5 лет обучались чтению, письму и счёту, к подростковому и взрослому возрасту показывали гораздо более низкие результаты не только по академическим знаниям, но и в эмоциональной и социальной сфере.
В одном широко-масштабном исследовании раннего обучения 1970 годов в Германии, выпускники 50 детских садов с ранним академическим обучением сравнивались с выпускниками 50 детских садов, где главный упор был на свободную игру и социальное взаимодействие.
100 садов (50 экспериментальных и 50 контрольных). Не 100 детей. Не 100 групп детей. А садов! И тем более не 3-5 детей, как в случае с опытом многодетных мам. И в этом существенное отличие научной психологии от житейской. Как думаете, какая из них поможет, а какая с большой долей вероятности приведет к ошибкам?
Итак, несмотря на начальное небольшое превосходство по тестам учеников первой группы, к четвертому классу они показывали значительно худшие результаты, чем те дети, которые в садике проводили время в играх и общении. Особенно значительный разрыв был в математике и чтении, а также в эмоциональных и социальных навыках.
Другое долгосрочное исследование проводилось среди американских детей, рожденных в бедных семьях и результаты были похожими на немецкие. В возрасте 15 лет среди детей с «академическим» обучением было в два раза больше поведенческих проблем, а в возрасте 23 лет 39 % процентов из них совершили преступление, в то время как в другой группе только 13,5 %.
Существует разница между академическим и интеллектуальным развитием и причины, почему последнее должно опережать первое.
Академические навыки – это общие, проверенные методы организации, манипуляции определенными категориями знаний, для того, чтобы достигнуть нужного результата. К примеру, чтение – это академический навык, который включает в себя знание букв алфавита, чтение слов вслух, основанное на принадлежности каждого звука к определенной букве.
Интеллектуальные навыки, в свою очередь, имеют дело со способностью человека рассуждать, понимать, исследовать и в целом воспринимать окружающий его мир. От природы каждый ребёнок – это интеллектуальное существо, полное любознательности и стремления понять своё физическое и социальное окружение. Каждый ребёнок рождён с этими навыками и углубляет и развивает их посредством наблюдения, игры и задавая вопросы. Каждый ребёнок развивает их сам, своим собственным образом через самостоятельно сынициированную деятельность. А взрослые могут повлиять на это развитие через среду, которую они предоставляют ребёнку.
Питер Грей говорит о том, что обучение академическим навыкам детей, у которых нет к этому мотивации или необходимой интеллектуальной базы, будет потерей времени и может даже повредить развитию ребёнка. Такое обучение без запроса будет неглубоким, и все приобретенные навыки могут быстро исчезнуть после того, как изучение закончится. При этом ребёнок с меньшей вероятностью когда-либо захочет приобрести эти навыки самостоятельно.
Подробнее о вреде раннего обучения смотрите в бесплатных занятиях курса «Раннее развитие интеллекта».