Ирвин Ялом "Когда Ницше плакал"
Заметки из моего читательского дневника по книге И.Ялома
"Знаете ли вы истинный вопрос для мыслителя? - И ответил без малейшего промедления: - Вопрос этот таков: какое количество истины я могу вынести? Это не для тех ваших пациентов, которые хотят устранить стресс и вести спокойную жизнь".
Это вторая встреча Брейера и Ницше. Доктор хотел сделать упор на том, что Ницше нужно уменьшить стресс и тогда его болезнь - мигрень - будет отступать. А Ницше ему возразил: болезнь не мешает, она наоборот помогает ему работать плодотворно, мыслить и рождать идеи и книги.
Тут Брейер впервые столкнулся с тем, что пациент ему говорит, что болезнь ему не мешает и избавляться он от нее не хочет. И в книгах Ницше он читает о том, к чему Брейер не привык, там все с ног на голову. Брейер говорит это плохо, а Ницше, что это хорошо; Брейер утверждает, что болезни сокращают жизнь, а Ницше называет мигрень своим благом.
Брейер взялся помочь Ницше по просьбе Лу Саломе, но это осталось в тайне от Ницше. Доктор так был очарован девушкой, что не смог ей отказать. И поэтому всячески пытается уговорить Ницше пойти по его плану лечения. А Ницше задает каверзные вопросы, в чем мотивация Брейера лечить философа? И этим вопросам мозг Брейера сопротивляется, ему приходится заглядывать внутрь себя и видеть там не самые приятные истины: например, он хотел понравиться Лу Саломе.
"Этот человек невыносим, подумал Брейер. Он вытаскивает на поверхность все самые гадкие. самые низменные мотивы. Врачебная объективность Брейера, разодранная в клочья, была уничтожена окончательно. Он больше не мог сдерживать свои чувства".
Доктор Брейер рассказывает Ницше о своих проблемах психологического характера. Это терапевтическая беседа, где один рассказывает другому что его терзает, ничего не скрывая. У Брейера свой взгляд на вещи, а Ницше ему предлагает совершенно противоположный. Это удивляет доктора и заставляет его задуматься: так ли уж обстоит дело, как видит его Брейер?
Другими словами, на одну и ту же ситуацию можно смотреть с противоположных сторон. И ни та, ни другая не будут являться правильными или неправильными. Это просто другой взгляд. Иногда человек упирается в проблему с одной стороны и видит выход только там. Но на деле оказывается, что это и не проблема вовсе, а жизненная задача и решений у нее может быть несколько.
Брейер говорит о приземленных вещах, а Ницше о более возвышенных, метафизических. Один другого не понимает. Брейер говорит, что не может найти применения словам Ницше.
«Тем, кто не подчиняется себе, управляют другие».
Доктор Брейер постоянно говорит не то, что думает. Наверно, это присуще всем людям. Ему неприятно, что Лу Саломе в письме подписалась своим именем, а не фамилией, как принято в обществе. Она просит и Брейера так ее называть. Это пугает доктора, но он не хочет быть в одном ряду с чопорными блюстителями венских традиций. И вслух выражает полное согласие с ее просьбой.
* Ницше говорит, что наши мысли - это не реальность. Мы сами создаем свои переживания. В таком случае мы сами и можем их уничтожить или разобраться в них. Даже если такие мысли нам подкидывает внешнее, то только мы решаем впускать эти мысли к себе или нет. Находит ли это отклик в нашей душе или нет. Отклик может быть не только на положительные мысли, но и на негативные. Мне кажется, что негативным люди быстрее заражаются, чем позитивным. Взять, к примеру, новости, в них всегда больше спрос на те, где есть насилие, трагедия и паника. Последняя, такое ощущение, что она распространяется по воздуху.
* Жизни Брейера можно только позавидовать: он известный и уважаемый врач, к нему стремятся на прием известные люди, у него прекрасная семья, красавица и умница жена и пятеро здоровых детей, он богат. Да, он еврей, но непосредственных притеснений в его сторону нет. Но Брейер ощущает себя очень несчастным человеком. Ему не нужна ни семья, ни пациенты, он не может использовать и оценить свое богатство. Его мысли полны мечтаний о другой женщине. И этим мыслям нет рационального объяснения. Эти мысли мучают его и не дают покоя.
Еще он страдает о того, что дальнейшая его жизнь определена и предсказуема.
Вот так с виду кажется, что человек состоялся и его жизнь соответствует лучшим представлениям о счастье, но сам он не ощущает никакого счастья. Хотя и неудивительно насчет семьи, ведь Брейер женился по большей части из-за богатого приданого невесты.
"Мы любим больше само желание, чем желанного" - слова Ницше на признание Брейера, что ему двойная жизнь приносит дополнительную жизнь.
И после этой беседы доктор Брейер задает себе вопрос: кто я?
В предпоследней главе четко прослеживается мысль: отдать другим ответственность за их жизнь. Разорвать брак в 19 веке совсем не то, что сейчас. Суть в том, чтобы изменить привычный уклад жизни.
Но решиться на это возможно тогда, когда по-старому жить уже нет сил. Когда в голове щелкает: все, я так больше не могу.
Как трудно отказываться от привычного и понятного, пусть даже нелюбимого. Как в омут головой. Но жизнь у человека одна и она такая короткая в масштабе Вселенной.