Найти тему

Диагностика креативности

По мнению Элиса Торренса, креативность – это не специальная, а общая способность, которая базируется на сочетании общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Под креативностью автор теста понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считал, что творческий процесс делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

В мировой психологической практике тест Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методика позволяет не только оценить уровни развития вербального и образного творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологическими особенностями человека.

-2

В процессе работы с методикой появляется возможность проанализировать качественное своеобразие креативности человека, выделить ее сильные и слабые стороны, проанализировать структуру креативных способностей, уровень выраженности отдельных показателей - оценить четыре классических свойства дивергентного (творческого) мышления:

· «Беглость» - способность продуцировать большое количество идей;

· «Гибкость» - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

· «Оригинальность» - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

· «Разработанность» - способность детально разрабатывать возникшие идеи;

· «Сопротивление замыканию» - способность длительное время выдерживать неопределенность, отсутствие равновесия, сохраняя открытость новой информации, необходимой для принятия оригинальных решений;

· «Абстрактность названия» - способность нестандартно резюмировать и оформлять результаты своей работы, еще один показатель беглости и оригинальности.

Тест Торренса широко используется в образовании (на разных уровнях) для выявления креативных учащихся и экспертизы обучающих программ, способствующих развитию дивергентного (творческого) мышления. Также тест используют в профориентации и профотборе специалистов на должности, связанные с творческой сферой, требующие оригинальных нестандартных решений. Адаптация методики выполнена Еленой Евгеньевной Туник.

-3

Тест Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи и образной батареи.

· Вербальная батарея состоит из семи субтестов , направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности, среди них способность строить гипотезы относительно причин и следствий различных событий, чувствительность к недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях, продуцировать новые идеи и необычные решения. Уровень развития вербальной креативности в большой степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды.

· Образная батарея состоит из трех субтестов, задания которых требуют ответов в форме рисунка, изображения. Среди показателей оценки образной креативности - способность дорабатывать возникшие идеи, расширяя их границы; способность длительное время выдерживать неопределенность, сохраняя открытость новой информации, необходимой для принятия оригинальных решений. Уровень развития образной креативности связан с врожденными способностями и в меньшей степени зависит от условий социализации.

Методика включает качественный, понятный и удобный в использовании стимульный материал по всем субтестам. Дополнительно некоторые стимульные материалы содержатся на флеш-накопителе, входящем в комплект теста, вместе с бланками ответов и фиксации результатов: их можно распечатать в любом необходимом количестве.

-4

Для проведения вербальной батареи понадобится 45 минут, образной – 30 минут, без учета времени на инструкции. Проведение тестирования производится в бланковом формате. Обработка и интерпретация результатов осуществляются специалистом вручную, с помощью развернутого методического руководства, в котором подробно описана психодиагностическая процедура, на конкретных примерах объясняется алгоритм работы с полученными данными, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования. Тест Торренса может использоваться во всем возрастном диапазоне, начиная с пяти лет. До третьего класса методика проводится в индивидуальной форме, начиная с четвертого класса, может проводиться в групповой форме.

-5

Подробнее о тесте Торренса от Компании Иматон

-6