Найти тему
Юрий Кравец

Как хакнуть делегирование

[универсальная инструкция для тех, кому надоело ошибаться]

Скажи, сколько раз ты уже пробовал делегировать и сколько раз обжигался, решая в итоге делать все самостоятельно? Как долго ты уже в рутине, вместо того, чтобы заниматься интересными вещами?

Если от этих вопросов у тебя дергается глаз, и уже надоело все делать самостоятельно — внимательно читай этот пост, потому что у меня есть универсальная инструкция по делегированию.

Я проверил ее на сотне компаний в консалтинге. Мой подход обсуждали тысячи людей, его внедряли даже с ошибками, но все тем не менее получали результаты.

Итак, вот универсальная формула:

ЦКП * Алгоритм * Метрика * Мотивация * Циклы

Сейчас объясню каждый элемент в этой формуле, чтобы ты начал использовать ее прямо сейчас.

#1 - ЦКП: ценный конечный продукт.

У каждого сотрудника на любой должности должен быть ЦКП. У бухгалтера сданные отчеты без штрафов и уплаченные налоги. У маркетолога целевые лиды в нужном объеме. У сборщика на заводе продукция без брака в нужном количестве.

На этом шаге обычно путают функции и результат.

Функция бухгалтера — готовить отчеты и собирать документы.
Но ЦКП бухгалтера — отчеты, которые сданы и отсутствие штрафов.

Функция маркетолога — делать рекламу.
Но ЦКП маркетолога — это целевые лиды в компанию, которые можно конвертировать в реальные продажи.

Не понимание (или не объяснение!!!) сотруднику его ЦКП — это мина замедленного действия. Потому что если сотрудник не знает, что значит хорошая работа — он не будет её делать или надумает себе свои критерии.

#2 - Алгоритм работы.

Мало донести ЦКП до сотрудника. Важно дать ему понимание стандартного алгоритма, как это сделать. Причем алгоритм этот специфичен для одной и той же работы в разных компаниях.

Например, продажник в интернет-магазине обрабатывает заказы, которые положили в корзину, но не оплатили. А продажник в оптовой компании делает холодные звонки и назначает встречи. ЦКП (завершенная сделка) один и тот же. Но алгоритм работы разный.

Алгоритм работы это в простейшем случае последовательность шагов. Но есть секрет. На каждом шаге есть свой ЦКП, который в итоге приведет к нужному ЦКП работы сотрудника.

Пример для пельменей. ЦКП - вкусные пельмени, которые дымятся в вашей тарелке.

Алгоритм.

  1. Налить воду в кастрюлю. ЦКП - вода из фильтра в объеме не менее половины
  2. Включить плиту. ЦКП - выбрана конфорка по размеру и поставлен максимальный огонь
  3. Посолить воду. ЦКП - на каждые 200 мл воды пол чайной ложки соли.
  4. Довести воду до кипения. ЦКП …

Ну вы поняли. Каждый шаг выполняется с определенным ЦКП. Если хотя бы на одном шаге идет сбой, то конечный результат не достигается.

Невозможно сварить нормальные пельмени если на первом шаге вы налили мало воды, и в итоге ваши пельмени сварились в один большой пельмень на дне кастрюли.

#3 - Метрика.

У каждого результата должен быть способ измерения.

Иначе невозможно понять, насколько хорошо он был достигнут. Если невозможно понять, то нельзя оценить работу человека. А если нельзя оценить, то невозможно направить в нужное русло.

Метрика для маркетолога - количество лидов, которые квалифицированы отделом продаж как качественные + стоимость лида.

Метрика для продажника - конверсия в продажи и общая сумма продаж

Метрика для сборщика - процент брака и количество единиц

Метрика для администратора - NPS клиента по итогам обслуживания

На простых должностях делайте не больше 2-3 метрик, иначе работать не будет. Слишком сложные схемы люди не понимают.

#4 - Мотивация.

У вас есть ЦКП, есть алгоритм, есть метрика. Теперь вы готовы мотивировать.

Зная метрики, вы можете создать формулу: оклад + премия. Премия естественно будет выплачиваться за выполнение плановых показателей по метрикам. Так работает финансовая мотивация.

Но бывает еще нефинансовая. Например, за хорошие результаты можно давать повышение или более интересную работу.

Но ключевое правило такое: мотивируем человека за хорошую работу. А что такое хорошая работа? Правильно - это достижение результата в соответствии с ЦКП.

#5 - Циклы.

Мое любимое. Почему-то каждый кто делегирует думает, что есть некий секрет, который поможет сделать это правильно с первого раза.

Ничего подобного. Вы будете ошибаться. Кто-то больше, кто-то меньше. Но ошибаются все. И секрет заключается в том, чтобы делать выводы из ошибок и пробовать снова.

1. Поставили задачу и объяснили результат

2. Поняли, что сотрудник сделал не то

3. Вместе с ним провели анализ, почему так получилось: неправильно согласован ЦКП, ошибка в алгоритме?

4. Сделали выводы, исправили и пошли на новый круг.

Быть руководителем — это работа. И у этой работы есть свои “должностные обязанности”. Одна из них — это замыкать циклы постоянных улучшений. Постоянно искать точки для оптимизации.

Вот и все.

Эффект от делегирования
= ЦКП * Алгоритм * Метрика * Мотивация * Циклы

90% всех ситуаций с делегированием решаются с помощью этой формулы. Проанализируй ее, посмотри, что можно внедрить уже сегодня и что упущено еще вчера.

Сохраняй в закладки, лайкай, расшаривай. И пиши в комментарии свои трудные случаи, будем разбирать.

P. S. Если у тебя сложная ситуация и нужен индивидуальный подход — пиши.