#ansolovaidea
#аналитика #брендинг
Многие иностранные компании заявили, что уходят с российского рынка. Безусловно, это выглядит, как время возможностей. Российскому бизнесу так и хочется бежать, брать, хватать и делать. Но помните одно, никто в здравом уме не отказывается от денег. И никто просто так по доброй воле не отдаёт свою долю рынка. Товары становятся брендами только благодаря деньгам или с течением времени. А время сейчас это и есть деньги. Поэтому никто просто так не забудет про свои многолетние инвестиции в бренды, заводы, оборудование, людей и рекламу.
По численности населения Россия входит в ТОП-10 стран мира. Здесь проживает почти 2% населения, это почти 146 млн.человек. И такой жирный рынок терять, готовы не многие. Именно поэтому, сейчас ключевое сообщение иностранного бизнеса звучит как - ПРИОСТАНОВИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на несколько месяцев. И скорее всего, все заняты перестройкой цепочек поставок. Перевожу на русский – «Ща придумаем, как обойти вот это вот всё».
В этом наблюдении меня буквально на днях укрепила международная компания, украинского происхождения, ТОП-2 в мире в своей отрасли по итогам 2021 года. Когда обычный пользователь на Facebook задал вопрос CEO компании – «Вы в России свой завод закрываете? Или Вы в стороне посмотрите?» на что получил ответ CEO – «С 15-го года <название компании> не ведет бизнес в РФ».
Да, безусловно. Этот ответ абсолютно правдив. Компания с названием из ответа CEO, является международной, и бизнес в России действительно не ведет, но зато бизнес ведёт другая компания, российской юрисдикции с лицензиями на производство всё тех же «временно ушедших брендов» в 14-15 году, которые занимают значительную долю рынка (более ~15% одной категорией).
И я напомню, что 14-15 год это было время протестов и санкций за Крым. Кто-то действительно ушёл навсегда, а кто-то подумал и вернулся. И сейчас, так сказать на опыте, многие иностранные компании намеренно расплывчаты в формулировках своих заявлений.
Когда цели не определены, а формулировки расплывчаты - это даёт успешную переговорную позицию.
Ещё новость об уходе с рынка Макдонольдса создала километровые очереди в последний день его работы во многих городах. В то же время Бургер кинг сказал, что они развивали франшизу в РФ с российскими ООО и ИП, и отзывать лицензию на товарный знак не будут. А даже если и будут отзывать товарный знак – их технология приготовления еды российским ООО и ИП ясна, оборудование стоит, люди обучены – следовательно, реорганизация минимальна (меняем вывески и убираем логотип из меню). У KFC такая же франшизная история. И поговаривают, даже у сибирского Макдонольдса, но это не точно.
Косметические бренды также заняты перестройкой цепочек поставок с Европы на Китай. И, несмотря на закрытие традиционных магазинов, вся их продукция будет доступна в РФ на маркетплейсах о чём заявлялось сразу. Ну и конечно же CDEK молодцы – уже во всю предлагают нам доставить товары iherb, h&m или adidas.
В общем не однозначно всё получается, а вместе с тем ещё более не понятно.
Поэтому сейчас у российского бизнеса есть только ключевая возможность – укрепить свои позиции. Полка освобождается, пока иностранцы затормаживаются, и даже если это только на три месяца – это очень хорошая возможность укреплять позиции отечественных брендов.
Сильному бренду, даже ушедшему с рынка – всегда легче вернуться. Например, Coca-Cola со своими 30% доли рынка, даже потеряв всё, спустя даже год или два сможет достаточно быстро вернуть себе большую часть покупателей. Недаром бренду Coca-Cola почти 136 лет. Я думаю, за это время в развитии бренда было разное – и уходы, и потери, и приобретения.
В нашем механизме принятия решений всегда побеждает то, что уже существует в наших мыслях. Даже если оно не особо там задержалось, а просто промелькнуло, вспыхнуло на секундочку когда-то очень давно. Эффект ностальгии возникает всегда и этим маркетологи очень любят пользоваться.
Ну и ещё, что хотелось бы затронуть – вопрос монетизации, уход с рекламного рынка (преимущественно телевизионного направления) брендов-гигантов и сворачивание их маркетинговых бюджетов вот это уж точно возможность для укрепления отечественных брендов. Снижение информационного шума (кол-ва рекламных сообщений), переключение внимания на «текущую историческую повестку» позволяет отечественным брендам проявить себя, стать более заметными, укрепиться – начиная с наращивания доли полки и заканчивая рекламными креативами и знакомством с аудиторией. Сейчас намного легче, переключить покупателя на ваш бренд, заставить его совершить пробную покупку именно вашего товара. А если у вас классный продукт, у вас есть возможность либо влюбить в себя покупателя, либо просто уговорить остаться с собой на некоторое время. Но действовать надо быстро. Пока у людей есть деньги и работа.
Ведь нельзя отрицать и самые негативные последствия. Все россияне обеднели в один момент. Но это лишь самое начало. Дальше хуже, денег и рабочих мест меньше. Расходы бизнеса и каждого человека будут неизбежно сокращаться.
Но я знаю точно, что даже в самые плохие времена люди не отказываются от любимых товаров. Во время моей работы в кондитерской компании мы поставляли товар в ЛНР и ДНР. Цена и товар были разные от эконома до среднего плюса, как и спрос. Возможности есть всегда. Их просто надо увидеть и использовать, как можно быстрее.
Первый закон экономической науки говорит о том, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны.
Поэтому, как только вы правильно, определите потребности людей, вы сможете эффективно перенаправить ресурсы. Время сейчас позволяет задавать собственные тренды и трансформировать опустевшие ниши. Главное не бояться. И делать.