Найти тему
История КАМАЗа

История КАМАЗа. Рассказывают документы. О школьниках в рабочих спецовках.

Сегодня, когда очень остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров для отечественной промышленности буквально со школьной скамьи, напомню немного об опыте Советского периода.

Итак, речь пойдёт о межшкольном учебно-производственном комбинате (МУПК). Для справки. В Набережных Челнах таких МУПК было два – в Комсомольском районе и Автозаводском районе. Расскажу о МУПК Автозаводского района, который помогал школьникам 9 и 10 классов определиться с выбором профессии и был ориентирован на камазовские профессии.

Внизу приказ-постановление от 23 ноября 1977 года «О создании межшкольного учебно-производственного комбината». Обратите внимание, в какой школе планировалось открыть МУПК.

-2

Первым директором Автозаводского МУПК в период с 1977 по 1983 год работал Шнайдерман Семён Григорьевич.

Уже летом 1978 года более 1 000 человек уже проходили практику на КАМАЗе. Для станочников были созданы специальные учебно-производственные участки на кузнечном и литейном заводах, а также заводе двигателей.

-3

По распоряжению Васильева Л.Б. – генерального директора КАМАЗа для удобства школьников была организована доставка школьников в цехи заводов и обратно в город на специально выделенных для этого автобусах.

Внизу приказ «Об организации практики учащихся МУПК» №238 от 18 мая 1978 года.

-5

Прочтите обращение к выпускникам школ Бажева Германа Алексеевича – заместителя директора завода двигателей по производству, опубликованное в газете «Рабочий КАМАЗа» от 11 июня 1977 года.

-6

Обычной практикой в профориентационной работе среди старшеклассников были ежегодные встречи генерального директора КАМАЗа с выпускниками школ Автозаводского района.

Внизу фотографии с такой встречи, проходившей в ДК «Энергетик» в 1980 году.

-7
-8
Справа Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа (1969-1981).
Справа Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа (1969-1981).

В августе 1979 года десятиклассники впервые сдали пробные и квалификационные экзамены в межшкольном УПК Автозаводского района. Принимали экзамены специалисты тех цехов, где ребята проходили практику. 1104 учащимся из 17 школ был присвоен рабочий разряд. 400 выпускников с августа 1979 года стали трудиться на КАМАЗе фрезеровщиками, токарями, слесарями МСР, электромонтажниками, лаборантами.

-10
-11
-12

Что касается организации обучения непосредственно в МУПК, то все затраты по финансированию, реконструкции, оснащению и комплектованию учебных классов взял на себя КАМАЗ. В период с 1977 по 1983 год вся работа по МУПК Автозаводского района проходила под руководством отдела технического обучения (начальник ОТО – Баринов Владимир Константинович), а начиная с 1984 года – управления подготовки кадров КАМАЗа.

Вопрос организации производственного обучения учащихся МУПК Автозаводского района постоянно находился на контроле генеральных директоров КАМАЗа. Как пример этой работы - внизу один из таких приказов.

Занятия в УПК Автозаводского района. Сентябрь 1980 года.
Занятия в УПК Автозаводского района. Сентябрь 1980 года.

Старшеклассников обучали по 8 основным машиностроительным специальностям. Первоначально готовили токарей, фрезеровщиков, операторов автоматических линий, слесарей механо - сборочных работ, слесарей-инструментальщиков, слесарей-ремонтников, электромонтажников и лаборантов спектрального анализа. Позднее добавлялись новые специальности, например, оператор ЭВМ.

Интересно, что в профессиональной работе принимал участие и Музей трудовой славы КАМАЗа (такое название носил в то время Музей КАМАЗа). Об этом на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 14 января 1984 года рассказывает Трофимова Татьяна Петровна -директор музея (1983-1985, 1988-1991)

-16
-17

С середины 1980-х годов среди старшеклассников-практикантов на КАМАЗе проводилось социалистического соревнование. Внизу вы можете познакомиться с его условиями.

-19

Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 6 июля 1985 года.

-20

Каковы же были результаты деятельности МУПК Автозаводского района? Об этом рассказывает справка за 1986 с пометками за 1987 год.

-21

Внизу фотографии, сделанные во время занятий в УПК Автозаводского района. 1989 год.

-22
Изучение тормозной системы КАМАЗа.
Изучение тормозной системы КАМАЗа.
-24
-25
-26
-27

Сегодня подобную работу продолжает Центр производственно-технического обеспечения муниципальных учреждений города в 18 комплексе, ещё несколько лет назад носивший «Межшкольный учебный комбинат №72». Правда, по камазовским специальностям обучение практически не проводится по разным причинам. Но это уже отдельная тема.

-28