По мнению экспертов, они помогут сделать рынок прозрачнее, а потребителю станет проще определить, какой товар стоит брать. Мы решили разобраться в особенностях новой системы и попробовать самостоятельно оценить «молочку» в магазинах.
Для начала предстояло скачать на смартфон бесплатное мобильное приложение «честный знак». Именно с его помощью можно сканировать специальный идентификатор на упаковке продукта – Data Matrix код. Затем мы определились с тем, какие товары будем проверять. Тут нужно отметить, что с декабря маркировку ввели только для скоропортящейся продукции со сроком годности менее сорока дней. Но этому событию предшествовали два других этапа: с июня правила изменили для сыров и мороженого, а с сентября – для товаров с длительным сроком хранения (более сорока дней). В итоге сегодня маркировкой охвачены практически все категории молочных продуктов. Исключением служат лишь фермерские, да и то временно: для них маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года.
Отыскать Data Matrix код на упаковке оказалось несложно: где-то он нанесен на этикетку, где-то – на крышку. Сканируем черно-белую метку на бутылке молока, и приложение выдает исчерпывающую информацию: наименование, бренд, жирность, объем, сколько дней осталось до конца срока годности. Полные сведения имеются и о производителе. есть даже сертификат ветеринарного контроля: в нем говорится, что товар изготовлен из сырья, прошедшего ветеринарносанитарную экспертизу. А еще на экране появилась внушающая доверие фраза: «продукт может находиться в продаже». Бесспорно, удобно, когда все данные размещены в одном месте и крупным шрифтом. на бумажных этикетках их меньше, да и разглядеть бывает непросто, особенно людям с плохим зрением.
Далее экспериментируем с йогуртами, сливками, сырами, мацони… А вот у полки с кефиром запнулись – как ни осматривали пакет, кода не нашли. Оказалось, выпустили продукт 30 ноября, за день до начала обязательной маркировки для скоропортящейся «молочки». Правила это допускают, и такие товары продолжат распродавать.
Возник вопрос и у прилавка с пудингами, сырками, «сгущенкой». Он отпал после изучения этикеток. Дело в том, что речь шла не о молочных продуктах, а об их не самых полезных аналогах – молокосодержащих с растительными заменителями молочных жиров.нормы же, касающиеся маркировки, к подобным товарам не относятся.
Кстати, не пытайтесь отыскать Data Matrix код и на упаковках фруктового льда и щербетов. поскольку в них нет молочных жиров и белков, нововведение их также не касается.
Как ни удивительно, единственный «проблемный» продукт мы встретили на полке с молочными деликатесами. Черно-белый квадрат на пакете козьего молока никак не поддавался сканированию.напечатали его криво – часть метки попала на сгиб и частично размылась. Сообщили о дефекте продавцу, после чего все коробки с козьим молоком сразу перенесли с прилавка на склад. «Позвоню поставщику. Попрошу заменить продукт и объяснить ситуацию», – пообещала товаровед.
К слову, в таких случаях магазины должны перемаркировать товар сами. Сделать это необходимо и тогда, когда в коде зашифровано неправильное описание продукции (может быть и такое!) или наклейка с идентификатором попросту потерялась. Покупатель в свою очередь имеет полное право вернуть товар с утраченным Data Matrix кодом, а продавец обязан его принять.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото автора
Не маркируются:
• товары весом до 30 г
• питание для детей до трех лет
• специализированное питание
• продукты на развес и розлив
КСТАТИ
Если вы столкнулись с нарушением, смело сообщайте о нем через портал госуслуг. Такая функция изначально предусмотрена в приложении «Честный знак». Помимо этого, вы можете загрузить в него сведения о недобросовестном магазине – название сети, адрес торговой точки, фото упаковки без кода и свой комментарий. Они поступят прямиком в соответствующие службы контроля.
КОММЕНТАРИЙ
Тимур Гильмияров, член правления Национального союза производителей молока, депутат Госсобрания – Курултая РБ:
– Что даст маркировка потребителям? Поможет бороться с контрафактом (подделками под известные бренды). Впрочем, его доля на рынке молочной продукции – менее 0,1% от общего объема. Это ведь не табачные изделия и не люксовые бренды одежды. авот проблема фальсификата (речь – о продуктах с растительными жирами без соответствующих пометок на этикетках) у нас была. Особенно много такого товара появилось после 2014 года, когда реальные располагаемые доходы населения упали. Однако за последние три-четыре года процент фальсификата снизился до 1-1,5%. Насколько здесь поможет маркировка, пока неясно, поскольку непонятно, как Data Matrix код на упаковке может гарантировать качественный состав продукта, находящегося внутри.повлияют ли новые правила на цену? Маркировка – недешевое удовольствие. за каждый нанесенный идентификатор производители будут платить с учетом ндс 60 копеек. Плюс к этому они потратились на само оборудование для нанесения кода. В среднем, по нашим прогнозам, маркировка увеличит себестоимость молочной продукции на 2,5 – 4%. заложат ли такие расходы в магазинные ценники, сказать сложно. Маркировка – не единственный фактор, влияющий на себестоимость товаров. Что касается готовности предприятий, они встретили декабрьские изменения по-разному. В некоторых компаниях сегодня трудности решают в ручном режиме при участии национального союза производителей молока, Центра развития перспективных технологий (создатель и единый оператор маркировки в россии), Минпрома и Минсельхоза. Риски задержки поставок пока остаются. Добавлю, что на протяжении всего нынешнего года союзмолоко активно участвовало в доработке законодательства в области обязательной маркировки молочной продукции и оказывало поддержку производителям при внедрении новых правил.