Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ЭФФЕКТ СТРЕЙЗАНД

Запретный плод, как известно, сладок. Это мы знаем из Библии, где Господь сначала разрекламировал одно растение, а потом сказал, чтобы Адам с Евой ни в коем случае к нему не подходили: "…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь". (Бытие 2:16-17)

Результат известен - Ева, конечно же, подошла и, разумеется, вкусила, а потом и мужу предложила. А ведь не знали они бы о том дереве - до сих пор ходили бы мимо него, счастливые и вечно живые.

В принципе, это можно считать первым примером так называемого ЭФФЕКТА СТРЕЙЗАНД, названного в честь американской певицы и актрисы Барбары Джоан Стрейзанд (родилась 24 апреля 1942).

Барбара Стрейзанд. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрейзанд,_Барбра
Барбара Стрейзанд. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрейзанд,_Барбра

Эпоним обозначает социальный феномен, суть которого в том, что попытка изъять определённую информацию из публичного доступа приводит, наоборот, лишь к её более широкому распространению. И если люди через средства массовой информации (преимущественно - Интернет) узнают, что кто-то хочет их от чего-то оградить и что-то им запретить, они постараются обязательно это найти и посмотреть.

Конкретно в случае Стрейзанд конфликт возник из-за фотографии. Причём даже не из-за той, которая размещена чуть выше. Нет, как ни странно, певице не понравилось изображение её дома, сделанное фотографом Кеннетом Адельманом, так сказать, "с высоты птичьего полёта".

Та самая фотография, которую вы не должны видеть, потому что Стрейзанд категорически против этого. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Стрейзанд
Та самая фотография, которую вы не должны видеть, потому что Стрейзанд категорически против этого. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Стрейзанд

Стрейзанд обратилась в суд с требованием удалить этот снимок, а заодно взыскать с фотографа и сайта Pictopia.com 50 миллионов долларов. Суд счёл её требования необоснованными и потребовал, чтобы актриса компенсировала судебные расходы Адельмана в размере 154 тысяч долларов. А поскольку в СМИ поднялась шумиха, внезапно выяснилось, что то самое фото в Сети стало пользоваться бешенной популярностью. Людям не терпелось посмотреть, из-за чего сыр-бор.

Таких примеров можно привести тысячи. Более того, ЭФФЕКТ СТРЕЙЗАНД уже взяли на вооружение пиарщики, которые специально запрещают что-то, дабы привлечь к этому внимание ка можно большей аудитории.

Вряд ли Стрейзанд решила таким образом подогреть интерес народных масс к своей персоне. На самом деле, она и без того достаточно известна и добилась всего, что только можно пожелать. У неё два "Оскара", "Эмми", "Гремми", "Золотой глобус", пластинки с её песнями разошлись по миру тиражом более 145 миллионов экземпляров, причём Стрейзанд - единственная исполнительница, на протяжении более полувека возглавлявшая со своими альбомами Billboard 200 (в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и 2010-е годы).

Поэтому абсолютно глупый скандал с какой-то фотографией, скорее, навредил ей, нежели освежил в памяти людей светлые воспоминания об этой женщине.