Запретный плод, как известно, сладок. Это мы знаем из Библии, где Господь сначала разрекламировал одно растение, а потом сказал, чтобы Адам с Евой ни в коем случае к нему не подходили: "…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь". (Бытие 2:16-17)
Результат известен - Ева, конечно же, подошла и, разумеется, вкусила, а потом и мужу предложила. А ведь не знали они бы о том дереве - до сих пор ходили бы мимо него, счастливые и вечно живые.
В принципе, это можно считать первым примером так называемого ЭФФЕКТА СТРЕЙЗАНД, названного в честь американской певицы и актрисы Барбары Джоан Стрейзанд (родилась 24 апреля 1942).
Эпоним обозначает социальный феномен, суть которого в том, что попытка изъять определённую информацию из публичного доступа приводит, наоборот, лишь к её более широкому распространению. И если люди через средства массовой информации (преимущественно - Интернет) узнают, что кто-то хочет их от чего-то оградить и что-то им запретить, они постараются обязательно это найти и посмотреть.
Конкретно в случае Стрейзанд конфликт возник из-за фотографии. Причём даже не из-за той, которая размещена чуть выше. Нет, как ни странно, певице не понравилось изображение её дома, сделанное фотографом Кеннетом Адельманом, так сказать, "с высоты птичьего полёта".
Стрейзанд обратилась в суд с требованием удалить этот снимок, а заодно взыскать с фотографа и сайта Pictopia.com 50 миллионов долларов. Суд счёл её требования необоснованными и потребовал, чтобы актриса компенсировала судебные расходы Адельмана в размере 154 тысяч долларов. А поскольку в СМИ поднялась шумиха, внезапно выяснилось, что то самое фото в Сети стало пользоваться бешенной популярностью. Людям не терпелось посмотреть, из-за чего сыр-бор.
Таких примеров можно привести тысячи. Более того, ЭФФЕКТ СТРЕЙЗАНД уже взяли на вооружение пиарщики, которые специально запрещают что-то, дабы привлечь к этому внимание ка можно большей аудитории.
Вряд ли Стрейзанд решила таким образом подогреть интерес народных масс к своей персоне. На самом деле, она и без того достаточно известна и добилась всего, что только можно пожелать. У неё два "Оскара", "Эмми", "Гремми", "Золотой глобус", пластинки с её песнями разошлись по миру тиражом более 145 миллионов экземпляров, причём Стрейзанд - единственная исполнительница, на протяжении более полувека возглавлявшая со своими альбомами Billboard 200 (в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и 2010-е годы).
Поэтому абсолютно глупый скандал с какой-то фотографией, скорее, навредил ей, нежели освежил в памяти людей светлые воспоминания об этой женщине.