Найти тему
EdMarket

Какие специалисты по обучению востребованы в кризисные времена?

Оглавление

Если коротко, это мультиспециалисты, люди, готовые выступать в роли «человека-оркестра», высокоадаптивные эксперты широкого профиля.

Опыт кризиса 2008 года

-2

Для многих компаний кризис означает экономию бюджетов и сокращение расходов. И под оптимизацию одними из первых попадают расходы на обучение. Значит ли это, что в современной экономической ситуации становиться специалистом образовательной сферы не лучшая идея?

На самом деле нет. Если вспомнить экономический кризис 2007-2009 годов, то специализация в сфере онлайн-образования была более выигрышной, чем в очных форматах.

Когда в компаниях сокращали количество очных тренеров, онлайн-обучение только усиливалось, потому что сотрудников все равно нужно было обучать. В тот период в сфере происходили большие перемены даже на уровне терминов:

  • СДО начали называть LMS, дистанционное обучение — e-learning, чтобы убрать негативные ассоциации со скучным дистанционным обучением и курсами, которые сотрудники не хотели проходить
  • вводили понятие «педагогический дизайн», целью которого было сделать онлайн более понятным, полезным, и, конечно, красивым
  • учились измерять онлайн-обучения, вводили метрики (CSI, NPS), чтобы хоть как-то начинать оценивать то, что происходит во время и после онлайн-обучения
  • преобразовывали устаревшие интерфейсы учебных платформ в удобные образовательные порталы
  • развивали мобильное онлайн-обучение, делая доступ к курсам более легким, буквально на расстоянии одного клика на экране смартфона.

В кризис 2007-2008 гг. уже можно было наблюдать, как онлайн-образование активно развивалось и становилось более эффективным благодаря новым требованиям к качеству, подходам.

Сфера EdTech уже переживала периоды, когда у специалистов, которые занимались онлайн-обучением, появлялись новые функции. Например, техадмин учился сопровождать группы и становился техадмином-куратором, методист учился работать с техническими решениями и приобретал роль «методист-техадмин». Именно потребность работодателей в мультифункциональных специалистах толкала к тому, чтобы многие разработчики курсов, или, как их называли в корпоративной среде, педагогические дизайнеры, начали глубже разбираться в платформе, на которой организовано онлайн-обучение.

Еще по теме: Как учиться, когда стресс?

Что будет с онлайн-образованием в кризис дальше?

-3

Стоит учесть, что сейчас крайне сложно делать какие-либо прогнозы. Опираясь на предыдущие сложные периоды, которые уже проходила сфера EdTech, в том числе и первый год пандемии, можно предположить, что в сфере онлайн-образования будут востребованы:

  • продукты, которые помогают зарабатывать, экономить или быстро адаптироваться к изменениям
  • специалисты, которые готовы осваивать смежные сферы, набирать дополнительные навыки, развивать свою экспертизу.

Можно ожидать, что работодатели и заказчики будут искать мультиспециалистов, универсалов. И специалисты по обучению, которые смогут устоять в период турбулентности, станут круче и востребованнее. Кто-то будет замирать в шоке, а кто-то искать выход. Как та лягушка, которая в кувшине с молоком не переставала двигать лапками и взбила молоко до сливок. Но будут и те, кто «утонул в молоке», не видя способа спасения. И вот вторыми никому не хочется становиться.

Как стать востребованным на рынке труда

-4

Фантазии на тему «хочу выполнять четкие задачи по алгоритму, работая не более 4 часов в день» и раньше были фантазиями. Теперь это просто утопия. Нужно включать турборежим: бежать в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте. Такова реальность: чтобы остаться востребованным, всем нужно будет доказывать свою «нужность» тому проекту, в котором вы находитесь + при любой возможности стараться «достыковать» себе соседних навыков, научиться решать нестандартные задачи.

Для этого важно:

  • показывать, что вы понимаете задачи бизнеса и готовы в них включаться
  • иметь хорошие навыки деловой коммуникации, уметь находить язык с другими людьми, а также понимать эмоциональное состояние другого человека
  • уметь работать быстро и адаптироваться к меняющейся реальности
  • развивать навыки 4К — креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация
  • стараться на 80% выполнять задачи, которые нельзя автоматизировать.
Еще по теме: Как искать работу в ситуации турбулентности?

Развивайте навыки и становитесь T-shaped экспертом

-5

Вы будете востребованы на рынке EdTech, если найдете то, что еще вы умеете делать: что-то из соседних сфер, из необходимых в соседних процессах навыков. И разовьете эти навыки. Так что сейчас самое время проанализировать, что умеете, что еще можете быстро освоить, почему вы можете стать востребованным мультифункционалом (то есть T-shaped экспертом, специалистом, которому интересно развивать смежные навыки и компетенции). Например, методист может научиться:

  • работать с визуалом, т.е. создавать презентации, создавать инфографику и различные схемы
  • работать с платформами, а также составлять техзадания и автоматизировать онлайн-обучение в сотрудничестве с ИТ-специалистами
  • работать с текстами
  • работать с таблицами, с сервисами для управления большими объемами информации, базами знаний
  • вести вебинары или эфиры
  • менторить, коучить, фасилитировать
  • работать с фото и видео.

Такое расширение навыков позволит методисту самостоятельно писать учебные тексты, оформлять уроки/курсы/инструкции, видеть проблемы в статистике на платформе, готовить аналитические отчеты, виртуозно управлять табличками, отличать хорошую картинку от плохой и быстро исправлять визуальные ошибки.

Развивать навыки можно через реальные задачи, волонтерские проекты, поиск наставника. А можно и через обучение, только обращайте внимание, чтобы в программе были не только актуальные темы, но и нетворкинг, поддержка, сообщество, практикумы. То есть ищите возможности, когда вы можете стать активным участником, а не пассивным наблюдателем. Сейчас между «думать» и «действовать», по любой возможности стоит выбирать «действовать».

Сделать из себя мультифункционального специалиста — это разумное решение, если вы хотите быть максимально полезным для бизнеса, для любого бизнеса, как внутри компании, так и в образовательном проекте.

Хотите примерить профессию методиста онлайн-курсов и зарабатывать от 40 тыс. руб. на старте, работая удаленно? Пройдите тест-драйв курса "Методист онлайн-курсов" и посмотрите 3 видеоурока из курса бесплатно.
Записаться на тест-драйв