Когда кругом смутно и тревожно, активируются основные инстинкты: «Замереть, бежать и драться!». Так происходит со всеми людьми. Даже у самых лучших руководителей в кризисные времена сдают нервы. Ничего не поделаешь — генетическое наследие. И в каждом владельце онлайн-магазина сидит пугливый предок с дубинкой, готовый ударить опасность в лоб, скрыться от неё в мангровых лесах или притвориться веткой.
Иногда под влиянием стресса принимаются губительные бизнес-решения. Они маскируются под отличные идеи и разумные меры, а на самом деле несут разрушения. Ведь многое из того, что правильно в спокойные дни, в шторм совсем не годится.
Вот три решения, которые не помогут интернет-магазину пережить кризис, а лишь навредят:
1. Срочно упорядочить бизнес-процессы
Девиз «Если судно идёт ко дну, давайте приберёмся» сам по себе странный.
Регламентировать рабочие процессы нужно, и должностные инструкции не дураками придуманы. Но заниматься этим следует ДО кризисной агонии, а не во время неё.
Согласование коммерческой рутины в непредсказуемой ситуации — занятие бесполезное, за исключением автоматизации для сокращения издержек. Как правило, чек-листы дают иллюзию порядка и отвлекают от поиска нестандартных и спасительных идей.
2. Делать вид, что ничего не происходит
«Где-то там закрыты биржи, тлеют корпорации и доллар взлетает в небо. К нашему интернет-магазину это не относится. Работаем и тратим, как раньше!»
Хорошая мина при плохой игре — самообман, и в кризис эта уловка не пройдёт. Если не обращать внимания на экономический спад и ничего не предпринимать, может быть, и удастся продержаться пару месяцев. Только проблемы не исчезнут, а рано или поздно обострятся — мелкие неудобства мутируют в монстров и сожгут остатки репутации. Ресурсов на выравнивание курса просто не останется.
И вообще, показушничество к дельным результатам приводит редко.
3. Менять корпоративные ценности
«Чего-то миссия компании несовременная, ценности не будоражат. Отделу маркетинга срочно сочинить пафосное обращение к покупателям на главную страницу! А завтра все вместе едем на тимбилдинг. И программисты тоже!»
Кажется, что кризис подразумевает радикальный пересмотр корпоративных ценностей. Изменимся мы — изменится среда.
Только хорошие миссии и устойчивые ценности быстро не создаются. Потребуются годы работы и спокойствия. Поэтому апгрейд корпоративной культуры лучше оставить до лучших времён. Говорят, они всё равно наступят.
Для маленьких интернет-магазинов этот пункт не так важен, как для крупных. Чем больше штат, тем больше соблазна поддерживать искусственный оптимизм и общность. Если в компании 7 человек, о главном они договорятся.
Какие меры, по вашему мнению, в кризис предпринимать не нужно?