Найти тему
МИР. Не серые будни

Константин Хабенский: «Я продолжаю работать, остаюсь в профессии»

24 марта в Санкт-Петербурге в Александрийском театре прошла пресс-конференция, посвященная гастролям МХТ им. А.П. Чехова. Ожидается три премьерных спектакля: «Враки или завещание барона Мюнхгаузена», «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» и «Сирано Де Бержерак». Гастроли пройдут с 25 марта по 1 апреля. В рамках гастролей также пройдут закрытые мастер-классы для студентов театральных вузов, а также для всех зрителей подготовлена виртуальная экскурсия, где можно познакомиться с основными этапами создания театра и со знаковыми лицами художественного театра за большую его историю. Зрители отправятся в увлекательное виртуальное путешествие, героями которого будут: Станиславский, Немирович-Данченко, Чехов, Горький, Булгаков и другие. Константин Хабенский рассказал о премьерных спектаклях и поделился своим мнением о сегодняшнем театре.

Первый спектакль, который зрители увидят «Враки или завещание барона Мюнхгаузена. В главной роли Константин Хабенский. Он же один из авторов пьесы. Почему вам было недостаточно актерского участия? С чем связана такая вот всеядность?

Всеядность связана с тем, что пьесы не было, и мы с Виктором Елисеевичем стали придумывать. Львиная доля сочинительства - это Виктор Крамер. Я поучаствовал в создании сценического решения я, имею в виду, текстового и так далее. Эта история взята из Распе из его рассказов и немножко из биографии непосредственно самого барона. Как уже говорили, такой человек действительно жил, для многих это открытие, но на самом деле так и есть.

Насколько, Константин Юрьевич, в вас самом живет Мюнхгаузен?

Мне кажется, что если заниматься той профессией, которой занимаемся мы и мои коллеги, то без этого образа внутри будет очень скучно и неинтересно работать. В человеке, которой занимается творческой профессией обязательно хоть частично, но он должен присутствовать.

Спектакль «Враки или завещание барона Мюнхгаузена» первый за последние 8 лет. С чем была связана такая большая пауза?

Вы знаете пауза для кого-то большая, для кого-то маленькая. Связано с тем, что была загруженность на других фронтах. Довольно интересные попадались материалы истории, поэтому в основном это была работа в кино.

Второй спектакль, который будет показан в рамках больших гастролей - это «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Пьеса Венедикта Ерофеева, которая крайне редко ставится на сцене. Это трагикомедия и тоже премьера этого сезона. Этот спектакль вышел совсем недавно режиссер Уланбек Баялиев.

Эта история была задумана еще Сергеем Васильевичем, Уланбек - его ученик. Она всплыла совершенно неожиданно, потому что действительно довольно редко ставится. И, на мой взгляд, в наше время она очень неожиданно сработала. Я просто наблюдаю за премьерами сегодняшнего дня, как реагирует зритель. Этот материал очень точное, мне кажется, попадание в зрителя с богатой биографией и историей, то есть в зрителя, у которого есть какой-то жизненный опыт.

Третий спектакль – это абсолютно уникальная история. Привозить премьеру на такие большие, ответственные гастроли - это серьезный шаг. Спектакль «Сирано Де Бержерак» в постановке Егора Перегудова. У вас еще свежи впечатления от этой постановки, поделитесь, пожалуйста.

Спектакль достаточно серьезное испытание особенно питерским зрителем. Получается 3-й спектакль по счету. Он, конечно же, должен чуть-чуть накататься, наиграться, но обстоятельства таковы, что мы показываем прямо «из печи», как говориться. Естественно, не буду говорить вам, какие замечательные тексты говорятся со сцены, местами очень дивно зарифмованные. Я с трепетом наблюдаю, как Юра Чурсин работает и развивает своего героя. Я видел прогон и премьерный спектакль и это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень интересно мне посмотреть его здесь в Александринке. Мне кажется, спектакль, как и само произведение, сделан в метафизическом направлении, т.е. он не на сегодняшний день, а заделан на все времена истории с отсылкой на Сирано разных эпох.

-2

Замена спектакля с Ренатой Литвиновой – это было для вас неожиданностью или все вообщем-то по плану?

Мне кажется, у меня, как и у вас, жизнь полна сюрпризов и они начались с пандемии. Спектакли менялись вот сегодня одно название, завтра совсем другое. Болезнь никуда не уходит, поэтому люди продолжают болеть.

Сейчас многие артисты покидают страну по разным причинам: отпуск, встреча со знакомыми. Это как-то скажется на театральной среде, киносреде? Чего ждать зрителям?

Я отвечу за себя. Я продолжаю работать, остаюсь в профессии и хочу сделать так, чтобы мне и людям, которые рядом со мной, было интересно заниматься нашим делом.

Что такое для вас сегодняшний театр?

Нет какого-то специального направления специальной глыбы, которую он на себе тащит. Театр живое дело, театр может ошибаться, театр может радоваться своим успехам вместе со зрителем. Поэтому сегодняшний театр - это театр поиска зрителей, драматургии, режиссеров, а иначе если театр уже нашел, не идет и стоит на месте со своим материалом, то мне такой театр не очень интересен.