Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Донская повесть" (СССР, 1964) и "Дорога в рай" (Россия-Германия, 1993)

Донская повесть. СССР, 1964. Режиссер Владимир Фетин. Сценарист Арнольд Витоль (по мотивам рассказов М. Шолохова "Шибалково семя" и "Родинка"). Актеры: Евгений Леонов, Людмила Чурсина, Александр Блинов, Николай Мельников, Борис Новиков и др. 31,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

...Донской казак (Евгений Леонов) полюбил черноглазую красавицу (Людмила Чурсина). Но не знал он, что она с теми, кто сражается против Красных...

«Донская повесть» — экранизация ранних рассказом М.А. Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка», как и многие произведения нобелевского лауреата, раскрывает драматическую тему ожесточенной и бескомпромиссной «классовой борьбы», истребившей миллионы россиян.

Бесспорно, фильм Владимира Фетина с нынешних позиций выглядит слишком прямолинейным. Но в свое время он пользовался немалой популярностью.

Александр Федоров

-2

Дорога в рай. Россия-Германия, 1993. Режиссер и сценарист Виталий Москаленко. Актеры: Иван Волков, Наталья Петрова, Богдан Ступка, Алексей Гуськов, Алексей Кортнев, Светлана Коркошко, Амалия Мордвинова и др.

Лето 1957. Москва. Международный фестиваль молодежи и студентов. Ритмы запретного джаза. Улыбающиеся молодые лица... Виталий Москаленко довольно тщательно воссоздает романтическую атмосферу тех лет, когда страна медленно выползала из ледяного плена сталинизма. Любовная история московского студента и его новой подруги — француженки русского происхождения на этом фоне кажется весьма органичной.

Однако авторы фильма «Дорога в рай», оказывается, вовсе не стремились порадовать нас ретромелодрамой: влюбленные находятся между двух огней. С одной стороны, русского парнишку хотят сделать своим осведомителем гэбисты. А с другой — француженка тоже не промах, так как послана парижскими спецслужбами выведать с помощью своего возлюбленного химические секреты его дядюшки... Что ни говорите, неожиданный поворот для столь лирично-ностальгично начинавшегося фильма.

А по мне, так лучше бы авторы рассказали просто ретроисторию любви — сентиментальную, чуть грустную, под музыку шлягеров 1950-х. Но убежден, что и у «шпионской» трактовки сюжета немало сторонников, тем паче, что в этом конфликте авторы явно на стороне любви, а не интересов той или иной разведки...

«Дорога в рай» поставлена с чувством стиля. Так же, как и «Русский регтайм» Сергея Урсуляка, фильм Виталия Москаленко не претендует на психологическую глубину и аналитичность. Это просто любовно-шпионская история, навеянная ностальгией по «оттепели» конца 1950-х...

Александр Федоров