Найти в Дзене

ГАЗ-12 ЗИМ – самый величественный послевоенный автомобиль СССР

Всем привет!

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз сумел довольно быстро оправиться и начать выпускать в частности автомобили, которые и по внешнему виду, и по техническим характеристикам превзошли довоенные. Один из таких – ГАЗ-12 ЗИМ.

Источник фото: 110km.ru
Источник фото: 110km.ru

История нашего героя началась в 1947 г., когда Горьковскому автозаводу было дано задание создать автомобиль, который смог бы занять среднюю нишу между ГАЗ-М20 «Победой», о которой я писал здесь, и ЗиС-110. Конструкция новой машины предусматривала многие агрегаты от «Победы», но в то же время отдельные элементы были изменены. В частности, ГАЗ-12 интересен своими боковыми «крыльями», плавно переходящими в кузов, а также рамой от ГАЗ-М20, которую разделили пополам и в среднюю часть установили дополнительную вставку.

Стоит ли говорить, что новый автомобиль стал более удобным для пассажиров благодаря полноценному багажнику:

ГАЗ-12 ЗИМ сзади. Источник фото: avto-nomer.ru
ГАЗ-12 ЗИМ сзади. Источник фото: avto-nomer.ru

Салон тоже соответствовал классу автомобиля: декоративная отделка панели, модная обивка сидений, большие приборы, противосолнечные козырьки, радиоприемник, а для пассажиров – индивидуальная пепельница и возможность ездить с охраной благодаря дополнительным откидным сидениям - все это его отличительные черты:

Салон ГАЗ-12 ЗИМ. Источник фото: drive2.ru
Салон ГАЗ-12 ЗИМ. Источник фото: drive2.ru

Такой машине требовался более мощный силовой агрегат. И вот под огромным «надутым» капотом расположился двигатель объемом 3,5 л и мощностью 90 л. с., который на практике оказался достаточно надежным. И даже считается, что на основе этого мотора создавались моторы и для военных автомобилей, и для автобусов малой вместимости. Насколько это правда – сегодня судить сложно.

ГАЗ-12 ЗИМ в 1949 г. был представлен высшему партийному руководству, тогда его высоко оценил сам И.В. Сталин. После этого уже в 1950 г. машину запустили в серию. Важная деталь: название ЗИМ (Завод им. Молотова) закрепилось за машиной до 1957 г., когда стал сменяться политический строй. В последнее же годы автомобиль стал называться просто ГАЗ-12.

Автомобиль позиционировался как представительский, однако его могли купить частные лица. Но стоимость ГАЗ-12 была сравнима со стоимостью двух «Побед» плюс Москвича-400 в придачу. Так что единственные, кто мог позволить себе такой автомобиль – это высшее партийное руководство.

Некоторые же ЗИМ работали в качестве такси:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Существовали и санитарные машины на базе этой модели:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Всего же до 1959 г. было выпущено 21 527 ГАЗ-12, после чего они уступили место «Чайке» ГАЗ-13. К тому времени ЗИМ морально устарел, и хотя предполагалась модернизация автомобиля, оказалось понятно, что лучше машину заменить.

Прошло более чем полвека, сменилась не одна эпоха, но даже сегодня в нашей стране есть сохранившиеся экземпляры ГАЗ-12 ЗИМ. Многие из них содержатся в музеях:

ГАЗ-12 в музее Горьковского автозавода. Источник фото: drive2.ru
ГАЗ-12 в музее Горьковского автозавода. Источник фото: drive2.ru

Одно время экземпляр ГАЗ-12 встречался и в Красноярске: в 2014 г. мои друзья сумели его увидеть на выставке в честь Дня города:

-7

ГАЗ-12 ЗИМ – один из самых ярких представителей советского автопрома 50х гг. Проработал он не очень долго, но сумел запомниться нашим согражданам, и сегодня многие энтузиасты стараются их сохранить, что все любители истории безусловно поддерживают.

Есть ли музейные экземпляры этого автомобиля в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!