Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка "Intelligent Whale" ("Разумный кит"), США /38//Подводная лодка - музейный экспонат

В предыдущих публикациях мы познакомились (вспомнили) два музейных экспоната - подводную лодку Ханли, погибшую в годы Гражданской войны в Америке, но в ХХ веке найденную и восстановленную и подводную лодку "Пионер", которой была построена по той же причине, и примерно в том же месте, но в отличии от лодки Ханли - ей не довелось поучаствовать в боевых действиях. Однако обе эти подводные лодки - экспонаты музеев. Интересно, что две упомянутые подводные лодки были построены конфедератами (южанами). Но есть еще один экспонат из той же страны, и той же эпохи, однако его строительство было организовано противоборствующей стороной - северянами. Поблагодарим тех, кто сохранил эти реликвии.

38.Памятный объект: Подводная лодка "Intelligent Whale" ("Разумный кит"), США

Статус: подводная лодка - экспонат музея

Место расположения: США, Нью-Джерси, г.Си Джирт, музей "National Guard Militia Museum" (Музей национальной гвардии)

-2

Постройка в 1863 году инженером Халстидом подводной лодки "Intelligent Whale" была ответом северян на со­зданные и создаваемые конфедератами свои подводные лодки. По сути, инициаторами постройки этой подводной лодки стали Август Прайс, Корнелиус Бушнелл и Оливер Халстид (а не один Халстид, как часто указывается). Интересно, что это были не кораблестроители или военные моряки, а бизнесмены-северяне, котоыре в начале 1863 года создала так называемую «Американскую компанию подводных лодок» и стала проталкивать через Конгресс США закон о «приватерах» (каперах), по образцу и подобию аналогичного закона, принятого конфедератами, и главное - это каперство они намеревались осуществлять с помощью подводных судов.

-3

И вот по заказу этой "компании" инженер Сковел Мериэм спроектировал и начал строить в Ньюарке (штат Нью-Джерси) подводную лодку «Intelligent Whale» (Разумный кит). Длина железного сигарообразного корпуса составила 28 футов 8 дюймов (8,74 м), наибольшая ширина 7 футов (2,13 м), высота 9 футов (2,74 м). Водоизмещение лодки было 13 тонн.

Рычаг для вращения гребного винта членом экипажа
Рычаг для вращения гребного винта членом экипажа

Подводная лодка имела руч­ной привод гребного вала и могла находиться под водой в течение 10 часов. Движение подводной лодки осуществлялось за счет того, что матросы (от 6 до 13 человек) вращали ручной привод, на валу которого находился гребной винт. Для управления лодкой служили вертикальный руль за кормой и два горизонтальных руля по бокам в кормовой части. Внутри корпуса лодки находились два больших баллона со сжатым воздухом для обеспечения дыхания экипажа и водолазов.

Транспортировка подводной лодки "Разумный кит" в Си Джирт
Транспортировка подводной лодки "Разумный кит" в Си Джирт

Максимальная скорость движения лодки под водой планировалась в 4 узла (но в реальности это являлось недостижимой величиной). По первым расчетам предполагалось, что для движения субмарины будет достаточно шести матросов - "гребцов", но заявленная максимальная скорость (4 узла) достигалась на несколько минут, после чего люди уставали выдыхались и снижали обороты. А ведь для атаки возможно могло потребоваться пройти 5-6 миль до цели и обратно! Частичным решение стало увеличение экипажа и размещение в подводной лодке второго комплекта гребцов, чтобы они менялись по мере утомления (экипаж -13 человек), но тогда возрастало потребление кислорода и следовательно автономность лодки. Получается, что при формально хороших ТТХ (скорость под водой до 4 узлов, автономность до 10 часов) - пройти под водной 40 миль хода было немыслимо.

-6

С вооружением тоже было не все просто. Лодка вооружена двумя минами, которые водолаз в подводном положении должен был подвести под неприя­тельский корабль. Двое водолазов должны были покидать лодку через два люка в днище (в нижней части корпуса), чтобы прикреплять мины к корпусам вражеских судов.

схема боевого применения подводной лодки с водолазами
схема боевого применения подводной лодки с водолазами

Предварительно лодку ставили на "якорь", опуская два груза на цепях (находившиеся в специальных углублениях корпуса) и регулируя ее положение с помощью двух балластных цистерн, расположенных в носу и в корме.

Отверстие для размещения "якоря"
Отверстие для размещения "якоря"

При этом шлюзовая камера не предусматривалась: внутреннее давление воздуха не должно было позволить забортной воде затопить лодку.

Схема внутреннего устройства субмарины, обратите внимание на якоря
Схема внутреннего устройства субмарины, обратите внимание на якоря

Однако подводная лодка была построена уже после окончания Гражданской войны в США и не принимала участия в боевых действиях. Сыграло свою роль и то, что президент Линкольн наложил «вето» на законопроект о каперстве, достройка спущенной на воду субмарины прекратилась, спонсоры потеряли интерес к данном проекту. Строительство удалось завершить только в 1866 году, уже после окончания Гражданской войны.

-10

В том же году с подводной лодкой ознакомилась комиссия, состоявшая из четырех инженеров армии США во главе с генералом Суини. Лодка успешно погрузилась на глубину 16 футов (4,88 м), имея на борту 13 человек. Затем из нее вышел водолаз и прикрепил 25-фунтовую мину (11,3 кг) к днищу шаланды и взорвал ее.

Клапан и насос, сбрасывающий воду из балластных цистерн
Клапан и насос, сбрасывающий воду из балластных цистерн

По некоторым данным в испытаниях субмарины принимал участие (присутствовал) известный в будущем Джон Холланд. Однако армейское начальство решило, что подводная лодка армии ни к чему. После этого субмарина долго стояла на берегу и успела основательно проржаветь.

"Разумный кит» в историческом центре ВМФ США (Вашингтон)
"Разумный кит» в историческом центре ВМФ США (Вашингтон)

Тем временем из владельцев и начинателем этого "дела" остлася Оливер Халстид, который на правах единоличного владельца субмарины требовал денег за товар у государства, а государство отбивалось, аргументируя тем, что "не вижу работоспособного продукта". В течение ряда лет он предпринимал попытки продать ее флоту США, сначала за 50, потом за 25 тысяч долларов. В конце-концов, к 1869 году был утвержден график платежей и испытаний, но к 1872 году платежи прекратились. Есть упоминания, что делались попытки продать субмарины Франции, но сделка не удалась.

Кормовая часть субмарины и винт
Кормовая часть субмарины и винт

В сентябре 1872 года ВМС США вновь проявили интерес к подводной лодке и официальная комиссия флота подвергла «Разумный кит» испытанию в доке на Бруклинской верфи в Нью-Йорке. Но подводной лодке не удалось на это раз продемонстрировать свои качества. Ржавый корпус дал течь, внутрь стала проникать вода, лодку едва успели поднять на поверхность. Вскоре после этого провала Халстида застрелил кто-то из его кредиторов и после его гибели субмарина долгое время являлась экспонатом музея Бруклинской верфи в Нью-Йорке.

Подводная лодка на стенде в музее
Подводная лодка на стенде в музее

Затем подводную лодку передали в «Naval Memorial Museum» в «Washington Navy Yard», и она находилась в историческом центре флота США в Вашингтоне. А в 1999 году подводная лодка "Intelligent Whale" была перевезена в Си Джирт, в «National Guard Militia Museum» (штат Нью-Джерси).

Хорошо, когда в стране много подобных экспонатов - их можно перевозить из музея в музей, находя более подходящее место, правда судя по фото, не везде он хранится достойно.

Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видел эту подводную лодку в США? Вопрос может показаться некоторым странным или провокационным, но граждане России до недавнего времени активно ездили по свету, вдруг кому -то и удалось попасть в Вашингтон, или в Си Джирт. Почему бы и нет! Поделитесь впечатлениями! Хотя конечно сейчас не лучшее время для путешествий, особенно в Америку.

P.S. Использованы материалы сети Интернет и сайта музея.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: