Найти тему
ТыжИсторик

Как закалялась вера. Клюнийская реформа.

Автор: Крыс Питерский (и мыська)

Pax vobiscum, прекрасные мои. Как всегда по пятницам - мы с мыськой растекаемся для вас.

После прошлого материала (который, к слову, весьма приятно удивил своим откликом, спасибо!) мы с пушистой хренью задумались о том, что один из главных источников мифов - банальное незнание. Вот возьмем к примеру, сегодняшнюю нашу тему. Готовы биться об заклад, если спросить массового читателя Дзэна - какие главные события и явления он может вспомнить из истории средневековой Церкви, очень вероятно, что он назовет Инквизицию и Реформацию, а вот Клюнийскую реформу - вряд ли. А зря, ибо событие архиважнейшее - и архиинтереснейшее при том.

В общем, не будем заранее растекаться и помолясь, начнем! Добро пожаловать в аббатство Клюни!

Скажите честно - у вас тоже возникла ассоциация с боевым кораблем из Warhammer 40 000?
Скажите честно - у вас тоже возникла ассоциация с боевым кораблем из Warhammer 40 000?

Собственно говоря уже с самого основания аббатства можно было понять - что-то здесь интересное произойдет. Основанное в 909 г. Гильомом Благочестивым (тоже, надо сказать, довольно интересным дядькой) оно изначально заявлялось как не подчиняющееся никаким властям - ни светским, ни церковным. Ну, кроме Папы Римского, разумеется. Стоит понимать, что отсутствие необходимости играть в местные игры всегда порождает умы пытливые и пылкие.

И Клюни не стало исключением - причем весьма шустро. Ибо уже вторым его аббатом стал человек, которому предстояло сильно изменить реалии средневекового монашества. Звали его Одон.

Нет, ко внутренним войскам Рф наш герой не имел никакого отношения!
Нет, ко внутренним войскам Рф наш герой не имел никакого отношения!

Тут стоит немного отступить в сторону и поговорить о том, а в каких именно реалиях зародилась эта реформа. Заметим сразу, как и любая другая - в непростых.

Римский престол штормило по всем направлениям. Во-первых, после получения в VIII в. земель бывшего Равеннского экзархата и последующих дарений - возникла т.н. папская область. Говоря проще, папам не только на словах, но и на деле захотелось поиграть не только во владык духовных, но и земных. Что, легко догадаться не очень приветствовалось уже имеющимися "большими дядями" - германскими королями, отстаивающими свои имперские амбиции (да и вообще, право этих самых пап назначать), франкскими королями и местными аристократами. Отличным примером всей этой чехарды служит история папы Формоза, которого сначала не только (предположительно) траванули, но и после смерти полежать спокойно не дали, устроив т.н. "Трупный синод". Натурально осудив после смерти, ага! Интересная к слову история, настоятельно рекомендуем к ознакомлению. После чего в Риме настала чистая порнократия - и да, не поверите, это исторический термин.

Отоспимся в гробах? Папа Формоз смеется над вашим оптимизмом.
Отоспимся в гробах? Папа Формоз смеется над вашим оптимизмом.

Но это еще не все. Неумные затейники-папы как раз в то время начинали почти трехсотлетнее бодалово с Константинополем, закончившееся в 1054 году тем самым расколом церквей. В общем, не только на игрища земные притязали наши папы...

Вот в такое бурное и веселое время наш Одон и становится аббатом Клюни. Оглядывается по сторонам и... Как капитану Смоллету из любимого мультфильма - ему вообще ничего не понравилось.

Монашество к тому времени уже порядком подрастеряло трепетное отношение к заветам и правилам святого Бенедикта. Зато богатства, земель и влияния - наоборот, порядком нарастило. В общем, моральная обстановка была не на высоте. Масла в огонь подливал еще и клир, у которого, к слову на тот момент - еще не было обязательного безбрачия, что приводило... Ну, вы понимаете - ни к чему хорошему не приводило.

В общем, Одон засучил рукава и принялся за дело. По счастью, в собственном аббатстве особых проблем у него не было, так что уже через четыре года после принятия должности он добивается от Папы Иоанна XI (так себе Папа, надо сказать, невыразительный был) права на широкую монастырскую реформу.

Тут стоит отметить, что несмотря на распространенное у наших современников мнение, что бенедектинский орден появился вместе с уставом св.Бенедикта - это не совсем так. Устав, фактически был лишь неким авторитетным сводом правил и общины, следовавшие ему - вовсе не были сведены в некую иерархическую структуру. Настоящие бенедектинцы появятся позже - и во многом, как результат идей, заложенных клюнийцами.

Так что же собственно сделал Одон? Во-первых, он таки создал первый полноценный орден - реорганизовав ряд монастырей, создав для них единые правила и подчинив их непосредственно аббату Клюни. Тем самым, как мы понимаем - одновременно уводя их из подчинения местных властей (пусть даже и церковных) и облегчая систему контроля за исполнением устава.

К слову об уставе. Под знамена Одона, известного своей благочестивостью, стекались те, кто был недоволен разложением монашества и требовал более строгого соблюдения правил Св. Бенедикта. Со временем эта тенденция приведет к образованию других - периодически еще более строгих орденов, самым известным из которых, пожалуй, стал цистерианский.

Кроме "неуставщины", клюнийцы обрушились и на другие пороки Церкви. Осуждая прежде всего симонию (порядок продажи должностей), которая во все более и более "приземленном" папском государстве была делом повсеместным.

Выступали они (как уже поминалось) и за полное установление целибата для церковнослужителей. Здесь, впрочем, беда была не только и не столько в облико морале, сколько в банальном разбазаривании церковного имущества на наследство отпрыскм.

Молиться и поститься, разумеется следовало не просто так - а во имя повышения авторитета Матушки Церкви. Клюнийцы яростно ратовали за абсолютный приоритет Церкви в лице Папы Римского надо всей светской властью. Разумеется, никаких назначений епископов и уж тем паче - Папы (а такова, как мы уже говорили, была тогда ситуация) светскими князьями!

В общем, надо сказать, идеи пошли в массы. Уже немногим более чем через сто лет после начала реформ, Клюнийская конгрегация фактически взяла под контроль монастырскую жизнь Франции, а через сто лет - разошлась по всей Западной Европе, взяв под крыло уже 2000 монастырей. Довольно неплохо!

И ведь клюнийцы брали не только количеством, но и качеством. Сплошь и рядом из их стен выходили епископы, кардиналы и даже целый Григорий VII. Тот самый, кто таки совсем-совсем запретил священникам жениться и проучил одного обнаглевшего императора... Интересная, к слову история, если еще не в курсе - опять таки настоятельно рекомендую.

Григорий VII Генриху IV:"Мы тя научим Матушку любить, ватова-етова!"
Григорий VII Генриху IV:"Мы тя научим Матушку любить, ватова-етова!"

В общем, к чему мы это все? Да если честно, просто интересно было рассказать, а то парадоксальная ситуация получается - один из крупнейших орденов, целый рубеж в истории Церкви, а о нем большая часть ни сном, ни духом. Вот мы с мыськой и постарались заинтересовать, таксказять, кратким пересказом. Так что читайте интересное и не болейте! Всем добра и тепла, и до новых встреч на канале "Тыжисторик".

P.S. Да, кому интересно, чем закончилось. С XIII века по всяким разным поводам Клюнийская конгрегация начала хиреть и распадаться и во время Великой Французской Революции прекратила свое существование. Sic transit gloria mundi!

Мыська растеклась и машет лапкой
Мыська растеклась и машет лапкой

Традиционные ссылки на наших коллег. Рекомендуем, если ищете, что по почитать.

-6

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Также читайте блог одного увлеченного технаря)

Техника и жизнь