Найти в Дзене
ЗОЖ, тонус, позитив!

1982 год: Первый советский хоккеист в НХЛ. Занятная судьба Виктора Нечаева

В 1989 году «железный занавес» убрали. 31 марта в составе «Калгари Флеймс» на лёд вышел первый легально уехавший в НХЛ советский хоккеист – 25-летний Сергей Пряхин.

Но до него был ещё один «первопроходец» – Виктор Нечаев, в 1982 году!

Этот хоккеист выдающимися успехами в спорте не блистал. Его максимум – юниорская сборная СССР и три сезона в ленинградском СКА.

Намерения играть в НХЛ у него и не было – он просто хотел уехать из Советского Союза. Потому что, по его словам, после каждой поездки на заграничный турнир он «уходил в запой» – от чувства несправедливости: почему там живут ТАК, а мы – ВОТ ТАК?!

Острое возмущение Виктора вызывали пустые бланки премиальных, в которых игроки только расписывались. А деньги за них получал кто-то другой, кидая им лишь крохи «на карманные расходы».

К моменту побега на Запад спортивная карьера Нечаева уже скатилась далеко вниз по наклонной: сначала – ташкентский «Бинокор» (I лига), потом – ленинградский «Ижорец» (II лига).

Хитрая комбинация в духе Остапа Бендера

Вплоть до 2010-х годов Нечаев заливал журналистам: играя в СКА, он в Швейцарии на Кубке Шпенглера завёл роман со студенткой из США Шерил Хэйглер (Cheryl Haigler). Потом они переписывались и созванивались, она приезжала к нему в Союз…

Дело закончилось женитьбой и выездом в Штаты. А потом – любовь прошла, развод…

В наши дни Виктор признался: никакой love story не было. Он сдружился со спекулянтами и диссидентами братьями Пинчуками, а также режиссёром ленинградского ТВ Сергеем Левиным. Вместе выпивали и «рубились в шахматы».

Эти ребята и свели его с американкой, за 5 тысяч долларов любезно согласившейся вступить с хоккеистом в фиктивный брак.

Эти деньги Нечаев «отстегнул» Шерил уже в Америке, а до этого – лишь оплачивал ей пару приездов в СССР: авиабилеты, гостиницу и экскурсии по Питеру.

Звёздный час «не Бог весть какого игрока»

Приехавшему с «супругой» в Лос-Анджелес Виктору Нечаеву было уже 27 лет. Как спортсмен он был никому не известен и не интересен.

Он искал какую-нибудь работу, но и на каток тоже ходил. Там его и заметил кто-то из профессиональных игроков. Слух о советском хоккеисте в Лос-Анджелесе дошёл до генерального менеджера «Кингз» Джорджа Магуайра. Тот пригласил Нечаева на «смотрины».

Сразу стало ясно – это не Бог весть какой игрок. К тому же ещё практически ничего не понимающий по-английски. Но магическое словосочетание «советский хоккеист» (в те-то годы!) и грозное название его последнего клуба – «Ижорец» ☺– сделали своё дело. Виктора Нечаева решили попробовать в основном составе «Лос-Анджелес Кингз»!

Нечаев в форме «Лос-Анджелес Кингз». Фото в свободном доступе
Нечаев в форме «Лос-Анджелес Кингз». Фото в свободном доступе

16 октября 1982 года стал историческим днём: состоялся первый матч советского хоккеиста в НХЛ.

«Лос-Анджелес Кингз» проиграли «Нью-Йорк Айлендерс» 1:4. Нечаев отыграл без очков.

Но в следующем матче – 17 октября 1982-го, против «Нью-Йорк Рейнджерс» (5:3) – Виктор забросил одну шайбу.

Потом его выпустили ещё в одном матче – с «Нью-Джерси Дэвилз».

И всё – на этом энхаэловская карьера Нечаева закончилась.

Сезон в Европе

«Я хочу играть и не знаю, почему меня не выпускают,– сокрушался Виктор журналистам, – они учат меня, как играть, а потом не используют. Мне не нравится, что тренер не объясняет мне, почему я не играю».

Загрустившему на скамейке запасных Нечаеву заявили, что он ещё не готов к НХЛ – и отправили его в фарм-клуб, в АХЛ.

Там Виктор тоже не удержался – его перевели в совсем уж «пролетарскую» лигу ИХЛ. Где, по словам Нечаева, за ним гонялись по льду с воплями «Гаси коммуниста!» Он симулировал травму, и до конца своего однолетнего контракта с «Лос-Анджелес Кингз» бездействовал.

Опять вниз по наклонной... В фарм-клубе. Фото в свободном доступе
Опять вниз по наклонной... В фарм-клубе. Фото в свободном доступе

Потом поехал простым зрителем на Чемпионат мира-1983, проходивший в ФРГ, и смог устроиться в германский «Дюссельдорф».

На следующий год состоялась волнительная для Нечаева встреча с игроками и тренерами ЦСКА.

Советский клуб №1 приехал в ФРГ на Кубок Вольво и взял этот трофей, разгромив в 7-ми матчах и немцев, и чехов.

Нечаевский «Дюссельдорф» ЦСКА обыграл с счётом 9:4, причём Виктору удалось забросить в том матче армейцам одну шайбу.

«Полагаю, после той встречи в ЦСКА многие начали всерьёз задумываться об НХЛ. Решили: раз уж даже Витя Нечаев там сыграл, то уж нам-то сам Бог велел», – вспоминает Виктор.

В шоу-бизнесе: На все руки мастера

После 1 сезона в «Дюссельдорфе», который тоже оказался разчарован им как игроком, Нечаев в 1984-м вернулся в США, и стал строить бизнес со старым другом Сергеем Левиным, который тоже эмигрировал из СССР. Они запустили по кабельному первую русскоязычную телепрограмму в Лос-Анджелесе.

Потом стали поставлять советские фильмы для ностальгирующих эмигрантов. И… попали свидетелями под дело о шпионаже: им помогала в этом деле Светлана Огородникова, которой дали 18 лет за шпионскую деятельность. Хорошо ещё, не сели: отделались не очень лёгким испугом.

Потом Левин и Нечаев занялись шоу-бизнесом: организацией концертов советских звёзд в США. Они привезли эмигрантам Райкина, Пьеху, Понаровскую, Карцева, «Ласковый май» и… футбольный «Спартак» – на серию матчей в США.

Виктор Нечаев в наши дни. Фото в свободном доступе
Виктор Нечаев в наши дни. Фото в свободном доступе

Пытались пробиться даже в кино. Сержу Левину удалось засветиться в знаменитом фильме «Рокки-4»: мужик, который объявляет бой Рокки с Иваном Драго – это он и есть. А Нечаева так никуда и не взяли, даже на самую маленькую роль.

Пробовали себя Сергей с Виктором и в роли агентов. Основали совместное спортивное агентство ARTV Sports Management. Именно они вели переезд Павла Буре. Когда возникла проблема с получением рабочей визы, Виктор организовал всё проверенным путём: фиктивным браком Павла с моделью Джейми Бон.

Через 3 недели они развелись. Самое смешное, что вскоре после свадьбы выяснилось: Буре мог спокойно получить визу и без этих хитростей.

Сам Павел, кстати, впоследствии факт фиктивной свадьбы отвергал, и отзывался о Нечаеве и Левиным не очень хорошо.

«Деньги испортили этого человека», – не остался в долгу и Нечаев, говоря о Буре. Кроме него, они с корешем Сержем привезли в НХЛ Коваленко, Шталенкова, Титова.

В 1992–1994 годах Нечаев вернулся в хоккей: ему дали работу помощника тренера клуба ИХЛ «Милуоки Эдмиралс».

«В Америке у людей на первом месте только деньги, и в этом смысле я сочувствую своим детям»

В Соединённых Штатах Нечаев в 1989 году женился на Ирине Лансман, из семьи советских эмигрантов. Они родили и воспитали двоих детей: дочь Сашу (1993 г.р.) и сына Грегори (1996 г.р.)

Виктор Нечаев даже в почтенном возрасте (а сейчас ему уже далеко за 60) раз в несколько лет с удовольствием приезжает в Россию, погостить у родственников. Каждый раз охотно общается с журналистами. Вот цитата из его интервью.

«Отец мой был убеждённым коммунистом и даже слышать не хотел о моём отъезде в США. Мама была мягким человеком, говорила, что я должен решать всё сам, но всё-таки была на стороне отца. Он так и не смирился с моим решением. Но потом, когда побывал у меня в США в 1992 году, понял, что я сделал правильный шаг.

О том, что уехал, я нисколько не жалею. У меня появилась возможность зажить новой жизнью, познать мир. Но я никогда не отказывался от своей Родины, не выбрасывал советский паспорт. В Америке у людей на первом месте только деньги, никакой духовности. В этом смысле я сочувствую своим детям, которые родились там и живут по тем законам — я имею в виду мораль. В России же люди открытые, душевные. Но если бы я не уехал из СССР – я бы, скорее всего, просто спился бы».

Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)

Читайте также: