Найти в Дзене
СВОЛО

Элементарно!

Жаль, заглавие «Элементарно, Ватсон!» мною уже использовано…

К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно искусства и около него, что меня не сбивает никакое сверхновое диво в том, что хочет, чтоб его называли искусством.

Вот – очередное попавшееся мне на глаза.

Элиассон. Погодный проект. 2003. Зал, отражающий экран, лампы, туман.
Элиассон. Погодный проект. 2003. Зал, отражающий экран, лампы, туман.

Правду сказать, мне пришлось несколько минут подумать, прежде чем удалось вставить это в мою систему.

В искусство я это вставить не могу. Потому что это не вполне условность, а частично – жизнь. Туман – реальный, а не изображённый.

Искусство воздействует непосредственно и непринуждённо, а жизнь – непосредственно и принуждающе.

Если туман имеет свойство навевать некое переживание, то здесь он это делает принуждающим образом.

Закатывающееся солнце, да, условно. Это как бы кино на экране. Размер солнца – ужасающий. Всё вместе это навевает впечатление тихого конца света, не конца дня. И отнесено должно быть к иллюстрации какого-то варианта комплекса тревог, нужного обществу Потребления для самоуважения.

«…необходимо предусмотреть нечто вроде выпускного клапана… "Довольному сознанию" вводится умеренная доза пессимизма, призванная в качестве иммунитетной прививки снять перегрев "довольности". Такая встряска даже импонирует "довольному сознанию", которое несколько смущено своим казённым бодрячеством. Оно хотя самозабвенно и слушает своих пророков, но краем уха внимает и Кассандре. Инъекция же пессимизма позволяет ему казаться современным, придаёт определённую респектабельность. Но "в глубине души" идеи пессимизма… для "довольного сознания" достойны лишь того, чтобы ими поразвлечься» (Ландесман, Согомонов. Спор с пессимизмом. М., 1971. С. 50 - 51).

Гигантское солнце – это что-то, имеющее отношение к угрозе новых открытий. Вдруг откроют иную возможность развития звёзд типа Солнца, и оно взорвётся до размеров орбиты Земли не через миллиарды лет, а скоро…

То есть, если б туман был не реальным, а изображён, это б всё равно не стало б произведением неприкладного искусства, то есть рождённым подсознательным идеалом. Это осталось бы произведением прикладного искусства, рождённого замыслом в сознании.

Другое дело, что Элиассон, будучи артистом по натуре, может уловить потребность страшилки подсознанием. И это делает его похожим на художника-реалиста, чующего то в социуме, что никто из его окружения ещё не чует. (Он не знает о Римском клубе, ещё в 70-х годах озаботившемся перспективой земной цивилизации.)

Как факт, он говорит:

«Климатический кризис стал для меня сформулированной темой гораздо позже. Так, с 2014 года для проекта Ice Watch [«Ледяные часы» – глыбы гренландского льда, который стал слишком быстро таять]» (https://www.elledecoration.ru/news/art/uskolzayushaya-krasota-intervyu-s-olafurom-eliassonom/).

То есть в 2003 году конца света из-за экологии у него в голове ещё не было. Но и ранга подсознательного идеала тоже не хочется присваивать источнику его вдохновения.

12 марта 2022 г.