Найти тему
МОЛИТВА И РАЗМЫШЛЕНИЕ

РЕАКЦИЯ ВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ

Насколько я вижу по соцсетям и даже по этому каналу, реакцию христиан можно разделить на три основные группы.

Осуждение и обвинение.

Большинство, к сожалению, ищут и конечно быстро находят виноватых. Если смотреть ТВ, то все однозначно – во всем виноваты украинцы и страшный «Запад». С другой стороны, есть и люди, которые все чаще начинают винить в агрессии нашего президента и правительство.

Но надо ли вообще в этой ситуации искать виноватых и судить?

Давайте вспомним многострадального Иова. Друзья пришли и первое время сострадали его страшному горю. Но сострадание быстро закончилось и что потом? А потом как раз начались осуждения и обвинения.

Вот пример нападения на Иова: «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты [давал] землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (Иов.22:5-10).

При этом все это лживо, потому что и в начале и в конце книги мы читаем о праведности Иова с точки зрения Святого Бога. Итак, Иов – праведник. Друзья Иова не получили жестокого наказания за клевету только благодаря милостивому ходатайству самого праведника.

Мы на самом деле толком не знаем, что сейчас происходит и поэтому не имеем никакого права судить ни одну из сторон. Есть Судья праведный, Он будет судить каждого.

Агрессия, ненависть, злоба.

Такая реакция часто встречается у верующих в зоне военных действий. Кстати, я ни в коем случае их не осуждаю, потому что не знаю того, как я бы реагировал, если бы в меня и моих близких летели пули и ракеты.

Вот что пишет о такой реакции о. Александр Торик: «Даже среди верующих христиан немало таких, которые поддаются искушениям и попадают в рабство страстей настолько, что даже помимо желания становятся орудиями дьявола.
Гордыня, алчность, сластолюбие эффективно превращают богоподобное творение – человека – в скотоподобное, или даже дьяволоподобное. Что хорошо видно на примерах зверств, творимых людьми во время военных конфликтов во всей истории человечества, и в частности в нынешней войне, идущей на территории бывшей Святой Руси…

Хотите быть настоящими христианами – гоните из сердца ненависть и злобу, где бы вы не находились сейчас – в окопах на передовой, в подвале под обстрелом или в тишине спокойной эмигрантской жизни».

О тишине «спокойной эмигрантской жизни» о. Александр конечно загнул, но в остальном я с ним согласен. С точки зрения Св. Писания, ненависть и злоба - это неправильная, плотская реакция:

«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:17-21).

Молитва, смирение и покаяние.

Есть еще третья категория верующих, у которых совсем другое духовное состояние. Они плачут с плачущими. Они молятся, смиряются и каются.

Яркий библейский пример такого состояния – это пророк Даниил – человек высокого духа.

Даниил жил в тяжелейшие для своего народа времена. Череда военных поражений закончилась полным разрушением Иерусалима и Храма. Огромное число евреев было убито, а оставшиеся переселены в разные провинции Вавилонской империи.

Сам Даниил тоже был пленником, но он не бунтовал против захватчиков, понимая, что Бог допустил такое поражение Божьего народа за его грехи. Наоборот, пророк настолько хорошо служил в Вавилоне, что стал одним из самых приближенных к царю правителей и более того - пережил смену нескольких династий (обычно с приходом нового царя все окружение старого уничтожалось, но Даниил был настолько уникальным, что его всегда оставляли служить дальше).

Несмотря на огромную занятость на службе, Даниил очень много молился и постился. После одного из постов (пророк просил Бога откровение о судьбе его народа), к нему пришел Архангел.

«Он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Дан.10:12).

Здесь показано внутреннее состояние Даниила: прежде всего, он следил за состоянием своего сердца (жизнь зависит именно от состояния сердца). Он расположил сердце свое чтобы наполняться Божьим разумением и мудростью. Он также смирялся перед Богом.

Его смирение очень ярко видно в молитвах, записанных в Св. Писании:

" И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих" (Дан.9:4,5).

Несмотря на то, что пророк был праведником, он ассоциировал себя с грехами своего народа: мы согрешили, мы поступали нечестиво и отступили от Закона…

" У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою" (Дан.9:7,8).

У нас на лицах стыд! У царей, князей и отцов стыд на лицах, потому что мы согрешили…

Можно ли нам так молиться сегодня? Не можно, а нужно. Ведь каждому верующему, а тем более, каждому священнику очевидно, что в любом конфликте точно есть вина обеих сторон.

Не наше дело судить, но наше дело - смиряться, каяться, просить прощения, как это написано в книге Даниила.

Причем мы не выбирали Зеленского, но выбирали нашего президента, поэтому и каяться следует прежде всего за нас и за наше руководство.

"И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним" (Дан.9:11).

О. Александр Торик также призывает к молитве и смирению перед Богом:

"все ожидающие, что я выскажусь «за кого-то и против кого-то» обманутся в своих ожиданиях. Когда умер Константинопольский патриарх Димитрий, и на его место одним из кандидатов стал нынешний Варфоломей, то к настоятелю афонского монастыря Пантократор игумену Дионисию пришла монастырская братия, разделившаяся надвое (одни были «за» Варфоломея, другие «за» другого кандидата) и спросила: «А ты, игумен, за кого?»
Ответ игумена не понравился ни тем, ни другим, игумен сказал: «А я за Господа Иисуса Христа! И кого Он Своим неисповедимым промыслом поставит нам в патриархи, того я и буду почитать как своего архипастыря».
Я могу только повторить слова этого мудрого игумена, поставившего небесное и вечное над земным, временным – я за Господа Иисуса Христа! И я стараюсь смотреть «в корень» проблемы, а не сосредотачивать внимание на страстях, кипящих вокруг кратковременных, пусть и «горячих» событий…

Молитесь за всех – праведных и неправедных, убивающих и убиваемых, страдающих и причиняющих страдания – все мы встанем на Страшном Суде перед неподкупным Судьёй, все ответим за каждую мысль, каждое слово и каждое деяние в нашей жизни.
Все мы больны грехом, и все нуждаемся во Враче, могущем исцелить наши души и спасти от вечного мучения. Вспоминайте, что первым в Рай вошёл покаявшийся преступник, и думайте: "А где окажусь в Вечности я?"
Это главное, что я хотел сказать всем, интересующимся моим мнением по данному вопросу".

И последнее: от нас практически не зависят страшные события происходящих военных действий. Бог их уже допустил. Единственно, что мы можем - это молиться о сокращении времени скорби по великой милости Господа нашего.

Но зато от нас зависит выбор реакции на происходящее. Предлагаю каждому христианину, независимо от его положения, выбрать путь смирения, покаяния и молитвы и не скатываться на обвинения, осуждение и разного рода зло.

Господь, помоги нам не опускаться в глубины злобы, ненависти, осуждения даже если нам очень плохо! Помоги подниматься в высокие состояния Твоего Царства - в смирение, праведность и мир, в общение с Духом Святым. Помоги подниматься в любовь! Во имя Иисуса Христа. Аминь.

ПРОРОЧЕСКИЙ СОН О ГРЯДУЩИХ СОБЫТИЯХ

ГДЕ БУДЕТ МОЯ ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Последствия войны...
Последствия войны...
-2