МЕТТА – это медитация любящей доброты, любящей дружественности.
Это буддийская медитация, избавляющая нас от страданий. Метта бхавана на языке пали означает взращивание (бхавана) дружественности (Метта – любовь не романтическая).
Смысл ее заключается в пожелании блага себе, близким, друзьям, Учителям, знакомым, незнакомым и даже недругам.
Сначала мы вызываем в себе это чувство, это состояние (внутренней радости, наполненности, благости, доброты), а потом распространяем его вокруг себя на весь мир. Можно представить, как это ощущение распространяется от нас кругами все дальше и дальше. Мы как бы делимся этим состояние со всем миром.
Вначале идет настройка. Рекомендуется вспомнить какое-то приятное событие или представить какую-то приятную картинку, сцену, которая вызывает внутри чувство радости, умиления, умиротворения. А затем уже распространять это ощущение с пожеланиями всего самого доброго, светлого, теплого и радостного.
Из достигнутого нами внутреннего состояния мы делимся. Это важный момент. Не просто формальное пожелание чего-то хорошего. То есть объектом концентрации в этой технике будет само то ощущение, которым мы делимся, само то состояние, из которого мы отправляем благое пожелания. И мы наблюдаем это состояние в себе, как оно меняется, когда мы направляем его на разных людей, интенсивность этого ощущения.
Метта – это одно из четырех возвышенных состояний (брахма-вихар) в буддизме. И это состояние мы в себе взращиваем с помощью данной практики. Исцеляющее чувство любви, доброты. Мы развиваем дружественность, любовь, сочувствие, сострадание ко всему живому, потому что мы все есть одно целое.
Примерный текс пожелания такой: «Пусть я буду счастлив, здоров, любим. Пусть я буду благополучен. Пусть я буду свободен от всех страданий, защищен от всех опасностей и болезней. Пусть все печали и лишения, обходят меня стороной. Пусть мой ум будет спокоен, а мое сердце будет наполнено любовью». И такие пожелания мы отправляем самому себе, тому, кого любим, кого уважаем, к кому относимся нейтрально, к врагам, и ко всем живым существам.
Мне запомнился один интересный случай, который произошел на випассане. Он очень хорошо объясняет глубокий смысл этой техники. Каждый день мы практиковали Метту. Вначале для настройки нам рекомендовалось представить резвящихся котят, прийти в умиление от этой трогательной сцены и далее распространять состояние доброты по списку. Это был ретрит в молчании, и вопросы учителю можно было задавать, написав записку. Одна из участниц написала такой вопрос. У меня не получается делать Метту. Когда речь идет о котятах, то все прекрасно, я чувствую прилив доброты, энергию любви. А когда заходит речь о том, чтобы распространить эту энергию на весь мир, то у меня не получается, наверно у меня недостаточно энергии и доброты для всего мира. На что учитель ответил. Рядом с вами сидят участники ретрита, они сидят много часов в день, у них болит спина, болят колени, у них не получается концентрироваться, им хочется спать. Подумайте о том, кто сидит всего в нескольких сантиметрах от вас, и направьте эту энергию им. Вместо раздражения от того, что кто-то рядом шуршит, кашляет, тем самым отвлекая вас, отправьте им вашу поддержку, искреннее пожелание сил, терпения, продвижения в практике. И это будет самое лучшее в данной ситуации. Просто потрясающий ответ! Мне хотелось аплодировать, но правилами ретрита это было запрещено)))
На самом деле Метта существует не только в буддизме. В достигнутом состоянии благости
естественным образом происходит пожелание блага всем. Любящая доброта – это наше естественное состояние, наша истинная природа.
В конце любой практики (йога, дыхательные практики, другие техники медитации) мы всегда направляем часть энергии от нашей практики на благо всех живых существ.
В различных традициях в молитве есть пожелания блага всем живущим. Это тоже Метта.
Когда мы желаем счастья другим, искренне, от сердца, то у нас вырабатываются определенные гормоны, и мы чувствуем себя счастливыми. Сердце раскрывается, очищается от злобы. Это имеет простое объяснение, но от этого не перестает ощущаться как реальное волшебство, которое меняет сознание, мысли, состояние и событийный ряд, который за всем этим следует.
В этой практике (как и во всех практиках) мы видим себя, лучше узнаем себя. Насколько легко нам желать счастья другим, близким или незнакомым, всем, даже недругам, если мы сами счастливы и наполнены, а когда у нас все не так радужно, как хотелось бы, а какого это, желать счастья тем, кого вообще хочется ненавидеть. Вот это и есть внутренняя работа.
На самом деле, есть причина, по которой мы отправляем такие пожелания тем, кто причинил нам боль. Если наши враги обретут благополучие, счастье и спокойствие, они больше не будут нашими врагами. Если они освободятся от проблем, боли, страданий, страха, они не станут причинять нам вреда. Обиженные и несчастные обижают других.
Нужно пробовать практиковать и наблюдать за своим состоянием. Эта простая практика может дать вам огромные изменения, открытия. Это хороший инструмент трансформации сознания. Практика благоприятно воздействует на психику и на наше физическое здоровье, дает ощущение легкости, освобождения, избавления от внутренней злобы. Практика медитации любящей доброты усиливает чувства любви, радости, удовлетворения, благодарности. Во время практики человек испытывает такие приятные переживания, которые хочется сохранить внутри себя надолго.
Спокойный ум и доброе сердце – вот тот результат, к которому нам нужно стремиться в любой практике. И Метта прекрасно для этого подходит. Будда говорил, надо практиковать Метту, значит надо практиковать Метту))) Семя любящей доброты есть в каждом из нас. Практика нужна для того, чтобы взрастить это семя.
Вы можете практиковать эту технику самостоятельно, или по аудиозаписи, следуя за голосом.
МЕТТА – это медитация любящей доброты, любящей дружественности.
Это буддийская медитация, избавляющая нас от страданий. Метта бхавана на языке пали означает взращивание (бхавана) дружественности (Метта – любовь не романтическая).
Смысл ее заключается в пожелании блага себе, близким, друзьям, Учителям, знакомым, незнакомым и даже недругам.
Сначала мы вызываем в себе это чувство, это состояние (внутренней радости, наполненности, благости, доброты), а потом распространяем его вокруг себя на весь мир. Можно представить, как это ощущение распространяется от нас кругами все дальше и дальше. Мы как бы делимся этим состояние со всем миром.
Вначале идет настройка. Рекомендуется вспомнить какое-то приятное событие или представить какую-то приятную картинку, сцену, которая вызывает внутри чувство радости, умиления, умиротворения. А затем уже распространять это ощущение с пожеланиями всего самого доброго, светлого, теплого и радостного.
Из достигнутого нами внутреннего состояния мы делимся. Это важный момент. Не просто формальное пожелание чего-то хорошего. То есть объектом концентрации в этой технике будет само то ощущение, которым мы делимся, само то состояние, из которого мы отправляем благое пожелания. И мы наблюдаем это состояние в себе, как оно меняется, когда мы направляем его на разных людей, интенсивность этого ощущения.
Метта – это одно из четырех возвышенных состояний (брахма-вихар) в буддизме. И это состояние мы в себе взращиваем с помощью данной практики. Исцеляющее чувство любви, доброты. Мы развиваем дружественность, любовь, сочувствие, сострадание ко всему живому, потому что мы все есть одно целое.
Примерный текс пожелания такой: «Пусть я буду счастлив, здоров, любим. Пусть я буду благополучен. Пусть я буду свободен от всех страданий, защищен от всех опасностей и болезней. Пусть все печали и лишения, обходят меня стороной. Пусть мой ум будет спокоен, а мое сердце будет наполнено любовью». И такие пожелания мы отправляем самому себе, тому, кого любим, кого уважаем, к кому относимся нейтрально, к врагам, и ко всем живым существам.
Мне запомнился один интересный случай, который произошел на випассане. Он очень хорошо объясняет глубокий смысл этой техники. Каждый день мы практиковали Метту. Вначале для настройки нам рекомендовалось представить резвящихся котят, прийти в умиление от этой трогательной сцены и далее распространять состояние доброты по списку. Это был ретрит в молчании, и вопросы учителю можно было задавать, написав записку. Одна из участниц написала такой вопрос. У меня не получается делать Метту. Когда речь идет о котятах, то все прекрасно, я чувствую прилив доброты, энергию любви. А когда заходит речь о том, чтобы распространить эту энергию на весь мир, то у меня не получается, наверно у меня недостаточно энергии и доброты для всего мира. На что учитель ответил. Рядом с вами сидят участники ретрита, они сидят много часов в день, у них болит спина, болят колени, у них не получается концентрироваться, им хочется спать. Подумайте о том, кто сидит всего в нескольких сантиметрах от вас, и направьте эту энергию им. Вместо раздражения от того, что кто-то рядом шуршит, кашляет, тем самым отвлекая вас, отправьте им вашу поддержку, искреннее пожелание сил, терпения, продвижения в практике. И это будет самое лучшее в данной ситуации. Просто потрясающий ответ! Мне хотелось аплодировать, но правилами ретрита это было запрещено)))
На самом деле Метта существует не только в буддизме. В достигнутом состоянии благости
естественным образом происходит пожелание блага всем. Любящая доброта – это наше естественное состояние, наша истинная природа.
В конце любой практики (йога, дыхательные практики, другие техники медитации) мы всегда направляем часть энергии от нашей практики на благо всех живых существ.
В различных традициях в молитве есть пожелания блага всем живущим. Это тоже Метта.
Когда мы желаем счастья другим, искренне, от сердца, то у нас вырабатываются определенные гормоны, и мы чувствуем себя счастливыми. Сердце раскрывается, очищается от злобы. Это имеет простое объяснение, но от этого не перестает ощущаться как реальное волшебство, которое меняет сознание, мысли, состояние и событийный ряд, который за всем этим следует.
В этой практике (как и во всех практиках) мы видим себя, лучше узнаем себя. Насколько легко нам желать счастья другим, близким или незнакомым, всем, даже недругам, если мы сами счастливы и наполнены, а когда у нас все не так радужно, как хотелось бы, а какого это, желать счастья тем, кого вообще хочется ненавидеть. Вот это и есть внутренняя работа.
На самом деле, есть причина, по которой мы отправляем такие пожелания тем, кто причинил нам боль. Если наши враги обретут благополучие, счастье и спокойствие, они больше не будут нашими врагами. Если они освободятся от проблем, боли, страданий, страха, они не станут причинять нам вреда. Обиженные и несчастные обижают других.
Нужно пробовать практиковать и наблюдать за своим состоянием. Эта простая практика может дать вам огромные изменения, открытия. Это хороший инструмент трансформации сознания. Практика благоприятно воздействует на психику и на наше физическое здоровье, дает ощущение легкости, освобождения, избавления от внутренней злобы. Практика медитации любящей доброты усиливает чувства любви, радости, удовлетворения, благодарности. Во время практики человек испытывает такие приятные переживания, которые хочется сохранить внутри себя надолго.
Спокойный ум и доброе сердце – вот тот результат, к которому нам нужно стремиться в любой практике. И Метта прекрасно для этого подходит. Будда говорил, надо практиковать Метту, значит надо практиковать Метту))) Семя любящей доброты есть в каждом из нас. Практика нужна для того, чтобы взрастить это семя.
Вы можете практиковать эту технику самостоятельно, или по аудиозаписи, следуя за голосом.