Найти тему
Образовака

Нас неправильно учат истории! Как это должно происходить на самом деле?

"Историю своего государства должны знать все", - об этом говорит практически каждый взрослый. Только вот школьники не всегда хотят изучать данный предмет. Одной из главных причин является их мнение о том, что история - наука скучная. Но ведь каждый человек, изучавший такую дисциплину не согласится с этим - это действительно интересный предмет. Так почему же многие школьники считают его таким скучным? Мы расскажем, почему все это время предмет преподавался неправильно и даже Вы изучали ее не надлежащим образом.


Для начала попытаемся понять, что же такое история. Можно сказать, что это наука об изменениях во времени. Шли годы, Русь превращалась в Российскую империю, менялось общество, затем через какое-то время появился СССР, возник идеал коммунизма... Все это безусловно исторические события, охватившие несколько веков. Но давайте подумаем над распадом урана-238. Проходит 4,5 млрд лет и он превращается в торий-234, затем - 24,5 дня для превращения тория в проактиний-234, тот в свое время за 1,14 минуты распадается до урана-234, а затем начинаются долгие 246 лет до его превращения в торий-230. Исходя из предыдущего утверждения, это событие, получается, тоже исторично. И действительно люди так думали до появления науки об эволюции. А затем вопрос возник снова.


Что же изучает история? Что в ней есть такого, что будет отличать ее от естественных наук? Это не просто наука о событиях, это учение о внутренней их составляющей. Полет камня, запущенного с катапульты - тоже событие, однако оно не интересует историков так, как если бы этот камень был запущен самим Юлием Цезарем. И даже это неполная картина того, что изучает история. Люди привыкли считать, что эта наука изучает события, причины, последствия, цели, даты. Даже в школе подобный метод активно используется. Большинство людей и даже историков связывают эту науку лишь с историей человеческих деяний. Это абсолютно неправильный подход.

Необходимо рассматривать историческое событие с двух сторон: внешней и внутренней. Школьные учителя почему-то ограничиваются только одной. Внешняя сторона наиболее легкая для понимания, нужно лишь изучить само событие, информацию о котором мы берем из каких-либо писаний, сопоставить его с другими фактами и немного проанализировать, чтобы понять, почему оно произошло. Казалось бы, идеальный метод, но все еще чего-то не хватает. Для чего вообще изучаются гуманитарные науки? Говорят, без самопознания невозможно познание. История тоже охватывает это утверждение. Но ведь в анализе причин, событий, последствий нет какого-либо самопознания. Мы знаем, что Брут предал Цезаря, значит он плохой. А теперь обратимся к внутренней составляющей. Именно она изучает состояние политического деятеля во время совершения этого поступка. Как себя чувствовал Цезарь, когда перешел через Рубикон? Был ли он воодушевлен, горд за себя, а может наоборот глубоко в душе сомневался? Такие размышления помогают лучше изучить событие, историческую личность, а впоследствии и самого себя. И это намного интереснее, нежели зубрить даты и схему построения армии крестоносцев во время Ледового Побоища.

Убийство Цезаря.
Убийство Цезаря.

Внутренняя и внешняя стороны в истории неделимы, поэтому важно изучать обе. Настоящий историк должен обладать достаточной эмпатией, чтобы суметь поставить себя на место какой-то личности, в необходимые условия, чтобы понять, какой спектр эмоций она тогда ощущала. Школьникам такое изучение тоже пойдет на пользу, ведь будет развивать их эмпатию и воображение. Вместе с изучением внешней стороны им следует научиться проникать во внутреннюю, быть Александром III во время крушения поезда и Сперанским во время получения табакерки от Наполеона. Тогда история будет намного увлекательнее, а ученики научатся мыслить как ученые и изучат предмет в более полном формате, без разделения внутренней и внешней частей.