Найти в Дзене
Илья Носов

ОБНОВЛЕНИЕ 2: "Благая Весть по Иоанну", (продолжение), (главы 6, 7, 8, 9), перевод с древнегреческого И.М.Носов, 2002-2022 гг.

(VI) После этого Иисус ушел в Галилею на берег моря Тибериады, и много толп шло за Ним — они видели знамения, которые творил с больными, а Иисус поднялся на гору и расположился там со своими учениками. Скоро была Пасха, праздник иудеев, и вот Иисус, подняв взор и посмотрев — большая толпа идет к Нему, Филиппу говорит: «Где купим хлеб, чтобы они поели?» Сказал это, испытывая его — Он сам знал, что собирался делать. Филипп Ему ответил: «Не хватит им двести динар на хлеб, чтобы каждый немного что получил». Говорит Ему один из Его учеников, Андрей, брат Симона-Петра: «Есть здесь мальчик, у которого пять хлебов ячменных и две рыбешки, но что это для стольких?» Сказал Иисус: «Посадите людей». Было травы много в том месте, и вот сели мужи числом около пяти тысяч, и Иисус взял хлебы, и благословив, раздал трапезничавшим, так же и от рыбок, сколько хотели, а когда насытились, своим ученикам говорит: «Соберите лишние куски, чтобы ничего не пропало». И собрали, и от пяти ячменных хлебов наполнили двенадцать корзин кусков, поевшим которые избыточествовали. И вот люди, увидев, что сотворил знамение, говорили: «Он — воистину идущий в мир пророк», а Иисус, познав, что собираются идти и похищать Его, чтобы сделать государем, ушел на гору один;

а когда настал вечер, Его ученики сошли к морю, и войдя на лодку, пошли к другому берегу в Кафарнаум; и была уже тьма, еще и не пришел к ним Иисус, море же при сильном ветре дующем воздвигалось, и вот пройдя на веслах стадий около двадцати пяти или тридцати, видят, что Иисус идет по морю и становится близко к лодке, и испугались, а Он им говорит: «Это я. Не бойтесь». И хотели взять Его на лодку, и сразу лодка стала у земли, к которой шли.

Толпа на другом берегу моря видела, и что не вошел Иисус на лодку со своими учениками, но Его ученики одни отошли, и поднявшись поутру — что никаких лодок там нет, кроме одной — пришла лодка из Тибериады близко к месту, где возблагодарив Господа, ели хлеб — и вот когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни Его учеников, они вошли на лодку, и ища Иисуса, пошли в Кафарнаум, и найдя Его на другом берегу моря, Ему сказали: «Равви, когда здесь ты оказался?» В ответ им Иисус сказал: «Аминь, аминь, вам говорю — ищете Меня не потому, что увидели знамения, но потому что поели хлеб и насытились. Займитесь пищей не пропадающей, но пищей, остающейся для жизни вечной, которую вам даст Сын человека — это запечатлел Отец Бог. Ему сказали: «Что нам делать, чтобы заняться делом Бога?» В ответ им Иисус сказал: «То дело Бога, чтобы вы верили в Того, кого Он послал». Ему сказали: «Какое знамение творишь, чтобы мы увидели и тебе поверили? Ты разве делаешь что? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано — „хлеб с Неба дал в пищу им“». Сказал им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю — не Моисей дал вам хлеб с Неба, но Мой Отец дает вам хлеб с Неба истинный, хлеб Бога, с Неба сходящий и дающий жизнь миру». Ему cказали: «Господин, всегда давай нам этот хлеб». Сказал им Иисус: «Хлеб жизни — Я. Идущий ко Мне не испытает глад, верящий в Меня не испытает жажду никогда; однако, Я вам сказал — вы и увидели Меня, и не верите. Все, что дает Мне Отец — ко Мне приведет, а Я идущего ко Мне не прогоню, ведь сошел с Небес исполнить волю не Мою, но волю Пославшего Меня. То воля Пославшего Меня, чтобы все, что дал Мне от себя, Я не погубил, но в последний день это воскресил. То воля Моего Отца, чтобы каждый, Сына видящий и в Него верящий, имел жизнь вечную — а Я в последний день его воскрешу».

Роптали на Него иудеи, что сказал, «Я — сошедший с Неба хлеб», и говорили: «Он разве не Иисус, сын Иосифа, и не знаем мы отца и мать? Как теперь говорит, что с Неба сошел?» В ответ им Иисус сказал: «Не ропщите между собой. Ко Мне может пойти только тот, кого Отец, пославший Меня, привлечет — а Я в последний день его воскрешу. Написано в „Пророках“ — „все будут учеными от Бога“; и каждый, Отца услышавший и научившийся, идет ко Мне — не потому, что кто увидел Отца, а кто от Бога — этот увидел Отца. Аминь, аминь, вам говорю — у кого вера, тот с жизнью вечной. Хлеб жизни — Я. Отцы ваши в пустыне ели манну и умерли, этот Хлеб, с Неба сходящий — чтобы кто от него ел, тот не умирал. Хлеб живой, с Неба сошедший — Я. Кто поест этот Хлеб, живым будет навеки, а Хлеб, который дам Я — Моя плоть за жизнь мира». И спорили иудеи друг с другом: «Как он может дать нам съесть свою плоть?» Сказал им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю — если не съедите плоть Сына человека и не выпьете Его кровь — не имеете жизнь от самих себя. У едящего Мою плоть и пьющего Мою кровь жизнь вечная — в последний день Я его воскрешу. Моя плоть — истинная пища, Моя кровь — истинное питие. Едящий Мою плоть, пьющий Мою кровь остается во Мне, а Я — в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живой через Отца, так едящий Меня, и он будет живым через Меня. Этот Хлеб, с Неба сошедший, не тот, что ели отцы и умерли — едящий этот Хлеб живым будет навеки».

Это Он сказал в Кафарнауме, уча в синагоге, и услышав, сказали многие из Его учеников: «Жестоко это слово. Кто может это слушать?» А Иисус, в себе познавая, что из-за этого ропщут Его ученики, им сказал: «Из-за этого сомневаетесь, пока не увидите Сына человека, восходящего туда, где был прежде. Животворящий — дух, от плоти нет пользы никакой; слово, которое вам рассказал — Дух и Жизнь; однако, есть среди вас некоторые, которые не верят». От начала Иисус знал, кто не верит, и кто предающий Его, поэтому говорил, «вам сказал — ко Мне может пойти только тот, кому дано будет от Отца». И вот многие из Его учеников отошли и больше с Ним не ходили, и сказал Иисус двенадцати: «Может и вы хотите идти?» Ответил Ему Симон-Петр: «Господи, куда мы пойдем? У тебя слово вечной жизни, и мы поверили и познали: Ты — Святой Бога». Ответил им Иисус: «Не Я ли вас, двенадцать, избрал? А один из вас — лжец». Он говорил о искариоте Иуде Симонове — тот собирался Его предать, один из двенадцати.

(VII) После этого Иисус ходил по Галилее и не хотел по Иудее ходить — иудеи хотели Его убить. Скоро был иудейский Праздник хижин, и Его братья сказали Ему: «Отсюда перейди и иди в Иудею, чтобы Твои ученики поняли Твои дела, которые Ты творишь. Никто не делает что-то втайне, а себя хочет видеть в дерзновении; если такое творишь — яви себя миру» — ведь и Его братья не верили в Него. Говорит им Иисус: «Мое время еще не настало, для вас время всегда. Мир ненавидеть вас не может, Меня — ненавидит, ведь Я ручаюсь за него, что его дела злы. Вы идите на праздник, Я не иду на этот праздник, потому что Мое время еще не пришло». И сказав это, остался в Галилее, а когда на праздник пошли его братья, пошел и Он, не открыто, но как-бы тайком; а иудеи искали Его на празднике и говорили — «где он?», и была в народе о Нем большая молва; одни говорили, «Он — благ», другие говорили, «нет, но прельщает толпу»; однако, из-за страха перед иудеями открыто никто о Нем не говорил.

Уже в середине праздника Иисус поднялся в Храм и учил, и удивлялись иудеи: «Как знает Писание, не учившись?» Ответил им Иисус: «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет исполнять волю Его — познает про учение, от Бога оно, или Я от себя говорю. Кто говорит от себя — требует славу себе, кто требует славу пославшему его — тот от истины, и неправды в нем нет. Моисей дал вам Закон, а никто из вас не поступает по Закону. За что хотите Меня убить?» Ответила толпа: «В тебе бес. Кто хочет тебя убить?» В ответ им Иисус сказал: «Сделал дело одно — удивлены все. Моисей дал вам обрезание, и не „от Моисея“ оно, но „от Отцов“ — и в субботу обрезаете человека. Если обрезание человек получает в субботу, чтобы не был нарушен закон Моисея, на Меня сердитесь, что в субботу всего человека сделал здравым? Не судите как показалось, судом правым судите». И некоторые из иерусалимлян говорили: «Разве этот, которого хотят убить? А вот открыто говорит, и ничего ему не говорят. Неужто начальники узнали, что он — воистину Христос. Но его знаем, откуда он, а когда приходит Христос, никто не знает, откуда».

И вот уча в Храме, воскликнул Иисус: «Вы и Меня знаете, и откуда Я, знаете, а Я пришел не от себя, но есть истинный, Меня Пославший — Его вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, Меня послал Он». И хотели Его схватить, но никто не наложил на Него руку, потому что Его час еще не пришел. Многие из толпы поверили в Него и говорили: «Когда Христос придет, большие ли знамения сотворит, чем Он сотворил?» Услышали фарисеи толпу, молвящую про Него это, и архиереи и фарисеи послали слуг, чтобы схватили Его, а Иисус сказал: «Еще малое время Я с вами и иду к Пославшему Меня. Станете Меня искать и не найдете, а где Я буду, туда вы не сможете придти». Стали иудеи говорить между собой: «Куда он собирается идти, что мы не найдем его? Собирается идти в расселение эллинов и учить эллинов? Что это за слово, которое сказал — „станете Меня искать и не найдете Меня, а где буду Я, туда вы не сможете придти“?»

И в последний день большого праздника Иисус встал и воскликнул: «Кто жаждет, кто верит в Меня — иди ко Мне и пей. Писание сказало так — „из чрева Его будет течь поток воды живой“». Это Он сказал о Духе, который предстояло принять поверившим в Него, ведь еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен. В толпе эти слова слышавшие говорили, «он — воистину пророк»; другие говорили, «он — Христос»; и говорили: «Разве из Галилеи идет Христос? Разве Писание не сказало, что от потомства Давида, из селения Бетлеем, откуда был Давид, идет Христос?» И вот в толпе из-за Него настал раскол. Некоторые из них хотели Его схватить, однако, никто не наложил на Него руку. Пришли слуги к архиереям и фарисеям. Они сказали им: «Почему не привели его?» Слуги ответили: «Никогда еще не говорил так человек». Ответили им фарисеи: «Может, прельстились и вы? Разве кто-то из начальников поверил в него, или из фарисеев? — Но толпа эта, Закон не знающая, проклятая!» Говорит им Никодим, прежде пошедший к Нему, одним будучи из них: «Разве наш Закон судит человека, не зная и не услышав от него, что он делает?» В ответ ему сказали: «А ты не из Галилеи? Исследуй и узри — не поднимается пророк из Галилеи». И все разошлись по своим домам, а Иисус пошел на гору Олив.

(VIII) Утром Он снова появился в Храме, разные люди шли к Нему, и заняв место, их учил, а фарисеи и буквоеды приводят женщину, взятую при прелюбодеянии, и поставив ее посередине, Ему говорят: «Эта женщина взята при самом деле прелюбодействующей. В Законе Моисей повелел нам таких побить камнями. Итак, что ты говоришь?» Это говорили, испытывая Его, чтобы Его осудить, а Иисус, долу склонившись, пальцем писал по земле, и раз Его вопрошая, они все ждали, Он выпрямился и сказал: «Кто из вас без греха, первый бросит в нее камень». И снова склонившись, писал по земле. И услышав, один за другим, начав со старших, они ушли, и остался один Он и женщина, стоящая посередине. Выпрямившись, Иисус ей сказал: «Женщина, где они? Никто тебя не судит?» Сказала: «Никто, Господи». Сказал Иисус: «И я тебя не сужу. Иди и отныне бестолковой не будь».

И снова сказал им Иисус: «Я свет мира. Идущий за Мной пойдет уже не во тьме, у него будет свет жизни». Фарисеи Ему сказали: «Ты ручаешься за себя сам, поручительство твое не истинно». В ответ им Иисус сказал: «Пусть Я ручаюсь за себя сам, поручительство Мое истинно — Я знаю, зачем пришел и куда веду; вы не знаете, зачем иду и куда веду, и судите по плоти; Я не сужу никого, а если сужу, суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и пославший Меня Отец, а в Законе вашем написано — поручительство двух человек истинно. Ручаюсь за себя Я, ручается за Меня пославший Меня Отец». Ему говорили: «Где твой отец?» Ответил Иисус: «Ни Меня вы не знаете, ни Моего Отца. Узнали бы Меня — узнали Моего Отца». Эти слова Он сказал, уча у сокровищницы в Храме, и никто Его не схватил, потому что Его час еще не пришел.

И снова им сказал: «Я иду, и будете Меня искать, и от вашей бестолковости умирать. Куда Я иду, вы не можете пойти». Иудеи говорили: «Не убьет ли он себя, что говорит, „куда я иду — вы не можете пойти“?» И говорил им: «Вы от низшего, Я от высшего; вы от этого мира, Я не от этого мира, и вам сказал — от вашей бестолковости будете умирать. Если не поверите, это — Я, от вашей бестолковости будете умирать». Ему говорили: «Кто ты?» Сказал им Иисус: «Начало, о котором и рассказываю вам. Много у Меня о вас рассказать и судить, однако, истинен Меня Пославший, и в мир говорю то, что услышал от Него». Они не познали, что об Отце им говорил, и сказал им Иисус: «Когда высоко поднимите Сына человека, тогда познаете, это — Я, и ничего не делаю от себя, но чему Меня научил Отец, это рассказываю; и Пославший Меня — со Мной, не оставил Меня одного, потому что достойное Его делаю всегда».

Когда это говорил, многие поверили в Него, и вот поверившим Ему иудеям Иисус говорил: «Если останетесь в слове Моем — воистину вы Мои ученики и познаете истину, и истина вас освободит». Ответили Ему: «Мы — потомки Авраама и никогда никому не были рабами. Почему говоришь, станем свободными?» Ответил им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю — каждый бестолковый — бестолковости раб. Раб не остается в доме навсегда, сын остается навсегда, и если Сын вас освободит, свободными станете по сути. Знаю, вы — потомки Авраама, однако, хотите Меня убить, потому что Мое слово не вмещается в вас, а Я то, что видел у Отца, поведываю — и вот вы то, о чем слышали от отца, делаете». В ответ Ему сказали: «Отец наш — Авраам». Говорит им Иисус: «Если вы — чада Авраама, делайте дела Авраама, а теперь хотите убить Меня, человека, который сказал вам истину, которую услышал от Бога — Авраам так не делал. Вы творите дела вашего отца». Ему сказали: «Мы не от блуда родились, у нас один отец — Бог». Сказал им Иисус: «Если бы Бог был ваш отец — Меня бы любили. Я от Бога вышел и здесь, не от себя вышел, Меня послал Он. Почему не понимаете речь Мою? — Потому, что не способны слышать слово Мое. Вы от отца-Клеветника и хотите исполнять желания вашего отца. От начала он в истине не устоял и стал убийцей человека. В нем истины нет; когда говорит ложь, от своего говорит; он — лжец и ее отец, и вот Мне, потому что говорю истину, вы не верите. Кто из вас обличит Меня в бестолковости? Если истину говорю, почему не верите Мне? Кто от Бога, слово Бога слышит; вы не слышите, потому что вы не от Бога».

В ответ Ему иудеи сказали: «Разве не правильно говорим, он — самаритянин, и в нем бес?» Ответил Иисус: «Беса во Мне нет, Я чту Моего Отца, а вы Меня бесчестите; но славу Мою ищу не Я — есть Ищущий и Судящий. Аминь, аминь, вам говорю — кто слово Мое сохранит, никогда не увидит смерть». Иудеи Ему сказали: «Теперь познали — в тебе бес. Авраам умер и пророки, а ты говоришь, „кто слово мое сохранит, никогда не вкусит смерть“. Или ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли. Кем себя делаешь?» Ответил Иисус: «Если прославлю себя сам, слава Моя ничто. Есть Мой Отец, Меня прославляющий, о Нем вы говорите — ваш Бог. А вы не узнали Его, но Я знаю Его и если скажу, „Его не знаю“, буду подобно вам лжецом. Я знаю Его и слово Его берегу. Авраам, отец ваш, возликовал бы, когда увидел день Мой — и он увидел, и возрадовался». Сказали Ему иудеи: «Нет тебе и пятидесяти лет, а Авраама видел?» Сказал им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю — прежде чем Аврааму стать, Я есть». И вот они взяли камни, чтобы бросить в Него, а Иисус скрылся и вышел из Храма.

(IX) И проходя мимо, увидел слепого от рождения человека, и Его ученики Его спросили: «Равви, кто бестолков, он или родители его, что родился слепым?» Ответил Иисус: «Ни он не бестолков, ни его родители, но да откроется на нем дело Бога. Пока день, нам должно делать дело Пославшего Меня, идет ночь, когда никто делать не сможет. Когда в мире — Я свет миру». Это сказав, Он плюнул на землю и сделал из слюны смесь, и смесь намазал ему на глаза, и ему сказал: «Иди, умойся в купальне Силоам» — что переводится, «кто послан»; и он пошел и умылся, и пришел зрячий. И вот соседи и прежде его видевшие, что попрошайкой был, говорили: «Не он ли сидел и просил?» Одни говорили — «он», другие говорили — «нет, но похожий на него». Он говорил, «это я». Ему говорили: «Как открылись твои глаза?» Ответил: «Человек, которого зовут Иисус, сделал смесь и намазал мои глаза, и мне сказал — „иди в Силоам и умойся“; и я пошел, и умывшись, прозрел». Сказали ему: «И где он?» Говорит: «Не знаю». Ведут его, некогда слепого, к фарисеям, и снова спрашивали его фарисеи, как он прозрел, и им сказал: «Мне наложил на глаза смесь, а я умылся и вижу». Была суббота в день, когда Иисус сделал смесь и открыл его глаза, и вот некоторые из фарисеев говорили: «Этот человек не от Бога, потому что не соблюдает субботу»; но другие говорили: «Как может бестолковый человек такие знамения творить?» — и был среди них раскол. И снова говорят слепому: «Что говоришь о нем ты — потому как открыл твои глаза?» Сказал: «Он — пророк». Не поверили про него иудеи, что был слепой и прозрел, пока родителей этого прозревшего не позвали и их не cпросили: «Это ваш сын, который, говорите, родился слепым. И как теперь он видит?» Его родители ответили: «Знаем — наш сын и родился слепым. Как теперь видит, не знаем, и кто открыл его глаза, не знаем. Самого спросите — в возрасте уже, сам о себе расскажет». Родители его сказали так, потому что боялись иудеев, ведь иудеи уже согласились, что если кто признает Его Христом — от синагоги отлучится; из-за этого его родители сказали, «в возрасте уже, самого спросите». И вот человека, который был слепым, во второй раз позвали и ему сказали: «Воздай славу Богу. Мы знаем, этот человек бестолков». А человек тот ответил: «Бестолков ли, не знаю, одно знаю — я, сущий слепой, теперь вижу». Ему сказали: «Что он сделал тебе? Как открыл твои глаза?» Ответил им: «Я вам уже сказал, а вы не услышали? Зачем снова хотите слушать? И вы хотите стать Его учениками?» И забранили они его, и сказали: «Ты его ученик, мы — Моисея ученики! Мы знаем, с Моисеем разговаривал Бог, а этого не знаем, откуда он». В ответ им человек сказал: «То и диво, что не знаете, откуда Он, а Он открыл мои глаза. Мы знаем, бестолковых Бог не слышит, но кто будет богочестивым и волю Его исполнять — того слышит. От века неслыханно было, чтобы кто открыл глаза родившегося слепым. Если бы не был Он от Бога — не мог творить ничего». Ответили ему: «Среди полной бестолковости рожден, и нас учишь?» И выгнали его. Услышал Иисус, что выгнали его, и его найдя, сказал: «Ты веришь в Сына человека?» Ответил: «А кто Он, Господи, чтобы я поверил в Него?» Сказал ему Иисус: «Ты увидел Его. С тобой говорящий — Он». Сказал: «Верю, Господи!» И поклонился Ему. Сказал Иисус: «В этот мир Я пришел для суда. Кто не видел, увидит; кто „видел“ — станет слеп». Услышали из фарисеев, с Ним бывших, это, и Ему сказали: «Может и мы слепы?» Сказал им Иисус: «Будьте слепы, но не бестолковы. Сейчас говорите, „видим“ — бестолковость ваша осталась.