Найти тему
ПоУшиВКино

Как снять своё кино

Я люблю бывать на лекциях о кино, вот, довелось посетить одну из них в январе 2019 года. Она оказалась простой и занимательной. Здесь привожу краткое изложение своими словами, что усвоила из услышанного в «Кинофактуре» от нижегородского режиссёра Евгения Кудельникова, который снял "Студию Нижний".

Всё начинается с идеи. И если на идею откликается тело (мурашки, учащённое сердцебиение, дрожь), то идея стоит того, чтобы ею занимались. Иначе её нужно забыть (насовсем или до определённого момента). Теоретически, если идея отзывается в вас, она может сработать так же и на потенциальном зрителе. Просто вроде. Но в голове нужно держать три пункта.

1. Как не вспомнить, рассказывая про кино, чудесный эпизод из "Служебного романа", когда Анатолий Ефремович производил впечатление на Людмилу Прокофьевну чтением стихов в виде поэзии. На что строгая, но справедливая директриса ему ответила: "Стихи хорошие, но прочли вы их скверно!" Из этого и следует первое правило: идея должна быть продумана (прочувствована) так хорошо, чтобы на экране не превратиться в "переработанный" материал. Поэтому необходимы пробы диалогов, локаций, образов, их совместимость друг с другом, чтобы видеть своими глазами, как идея начинает жить отдельно от вашей головы. И она по-прежнему вызывает эмоцию.

2. Томми Эдисон - кинокритик. Он отсматривает фильмы, анализирует их и публикует своё мнение. Но Томми слепой. И, как он говорит, "действительно хорошим фильмом можно наслаждаться и без картинки". Потому важно прописать сценарий так, чтобы у зрителя не возникало вопросов, что происходит с Главным героем. Слова с бумаги должны переходить на экран как живые, чтобы зритель, проверяющий ленту в Инстаграм, продолжал понимать, что Главный герой на экране в этот момент бежит на работу, ему жарко, но не потому что на улице +28, а потому, что он съел несвежий пончик и хочет успеть до туалета. На подсознательном уровне нужно помнить, что ваш фильм посмотрит слепой кинокритик.

3. Прочитать теорию, чтобы разобраться, что такое киноязык. Потому что каким бы гениальным автором вы ни были, кино было придумано до вас, уже сложились правила и требования, отступление от которых чревато провалом. Тем не менее никто не запретит иметь вам собственный почерк, но себе во благо прислушаться к умным мыслям "всегда хорошая идея"!

Это не всё. Но вышеперечисленное отправные точки. Если их усвоить, они помогут в работе над своим проектом. Но кульминацией лекции для меня был рассказ про схему голливудского продюсера Кристофера Воглера о "Пути Героя". Фильм стоит начинать именно с Главным Героем в кадре. Нужно обрисовать его Привычный мир и подвести к границе между двумя мирами (привычным и непривычным, т.е. выпихнуть его из зоны комфорта). Необходимо показать решающий момент, который заставляет ГГ перейти границу. Он должен иметь стимул бороться, преодолевать трудности ради большой цели. А в итоге он снова возвращается в Привычный мир. Но преображённый. Это очень важно - показать трансформацию ГГ (какие уроки он выучил, как изменился внутренне и для окружения).
Если бы я смотрела кино, то это был бы тот самый момент, тот захват, который вызвал у меня искрящуюся эмоцию. Прям как ребёнок радовалась.

Согласно этой схеме, фильму гарантирован успех. Просто вроде. Но в голове нужно держать столько пунктов...