На днях поехали с внуками в парк на маршрутке, и я обратил внимание, что водитель просто принимает деньги при посадке. В советском прошлом поездки на общественном транспорте были гораздо интереснее.
Билеты покупались внутри транспорта в своеобразной кассе, куда нужно было опустить монетку. Например, проезд на автобусе стоил 5 коп. Чтобы получить право на проезд, достаточно было покрутить ручку и оторвать билет.
Были еще и талоны, обычно они продавались в киосках «Союзпечати» или непосредственно у водителя по 5-10 штук. С ними было еще интереснее, ведь на них красовалась надпись: «Без компостирования недействит.».
Такие талоны пробивали в специальных устройствах – компостерах, которые были внутри салона.
А еще я верил, как и многие мои сверстники, что если сумма цифр с обеих сторон в билете совпадет, то это к счастью. При этом «счастливый» билет нужно было непременно съесть, чтобы примета сработала.
Но это не самая странная привычка советских граждан. Наши мамы и бабушки, например, никогда не выкидывали старые вещи. По возможности они старались их перешить, например, у моей сестры было платье, сшитое из платья бабушки, которое было ей уже мало.
А мама никогда не выкидывала старые свитера. Даже мой свитер с дырами размером с остров в океане, повидавший многое, она распустила на пряжу, из которой потом связала теплые носки. Мои внуки вряд ли бы надели нечто подобное, они избалованы новыми красивыми вещами.
А мы с сестрой не стеснялись носить самодельные носки, не обращая внимания на их внешний вид, и не чувствовали себя ущемленными. Тогда это было в порядке вещей.
Тем не менее, даже экономные советские люди стремились к красоте. Стены кухни хрущевки, в которой я жил, были отделаны простой белой плиткой. Я помню, что, когда я глядел на нее за утренним чаем, у меня появлялись ассоциации с больничной палатой.
Но менять плитку было неэкономично, да и вариантов с красивыми узорами, как сейчас, попросту не было. В этом случае выручали переводные картинки.
Например, на моей кухне почти каждая плитка была украшена переводными «сводилками» с яблоками, грушами, виноградом. Позже сын подключился к процессу, и стали появляться картинки с машинками и мультяшными персонажами.
Внуки тоже любят наклеивать наклейки, но перенос с переводных картинок был более увлекательным и трудоемким, ведь картинку нужно было тщательно намочить, а потом аккуратно сдвинуть пленку. Иногда такие эксперименты не удавались, но зато каждый советский ребенок мог почувствовать себя юным дизайнером.
А пока ребята соревновались в мастерстве декора для дома, взрослые активно пробовали себя в медицине. Это сейчас при простудных заболеваниях мои внуки пьют сладкие микстуры и балуются леденцами с медом и лимоном, а мы лечились совсем иными методами.
Например, для меня пыткой было при насморке опускать ноги в горячую воду с горчичным порошком или дышать над вареной картошкой с полотенцем на голове.
Но одна процедура мне нравилась – банки, потому что она сопровождалась своеобразным фаер-шоу. Мама брала большие щипцы, зажимала ими смоченную в спирте вату и с ее помощью нагревала банки, которые потом размещала на моей спине.
При отрывании раздавался забавный хлопок, а на коже оставались коричневатые пятна.
Новостями о проведенном лечении я мог поделиться с дальними родственниками, написав им вовсе не в интернете, как это принято сейчас, а в бумажном письме.
А сейчас молодежь ограничивается парой строк в мессенджере и смайликами. К сожалению, традиция писать друг другу письма почти утрачена, а ведь в них сохранялось столько приятных воспоминаний.
А по каким советским традициям скучаете вы?