Найти тему
Жизнь в движении

Как выглядит закрытый город в тундре Заполярья, где добывается никель и медь для электромобилей всего мира?

Оказываясь в этих местах впервые, особенно зимой, удивляешься лютому холоду, гигантским сугробам и невероятно депрессивному техногенному пейзажу.

Как шутят местные жители, климат у них хороший. Холодно всего 3 месяца, а очень холодно оставшихся 9 месяцев в году. Да и полярная ночь длится всего-то полтора месяца.

Норильск не просто город, а центр огромного норильского промышленного района, являющегося одним из крупнейших центров в мире по добыче и производству цветных металлов.

-2

Норильск был основан в 1935 посредине голой тундры, где экспедиции Н. Урванцева обнаружили огромные залежи полиметаллических руд и каменного угля. Первые предприятия, Норильский ГОК и "старый" город на вечной мерзлоте в нечеловеческих условиях строили заключенные НорильЛага с 1935 по 1953 год.

Сейчас Норильск считается одним из самых населенных городов Заполярья, в котором проживает свыше 170 тысяч человек.

-3

И всё это большое "хозяйство" с предприятиями, инфраструктурой, социальной, коммерческой, транспортной сферой фактически принадлежит огромному градообразующему предприятию ГМК Норильский никель.

При этом Норильск считается и одним из самых грязных городов в мире. Виной тому металлургические заводы, которые работают здесь на протяжении всей истории города.

-4

В 2017 был закрыт старый никелевый завод и ситуация с экологией немного улучшилась, но кардинального сдвига не произошло.

Когда ветер дует с завода "Надежда", то над городом часто стоит весьма специфичный воздух с выбросами диоксида серы, который пахнет по-особенному, кисло и жгуче. В горле першит и хочется кашлять.

-5

Любопытный факт, что город из-за своей специфики и важности для государства, до сих пор является закрытым для свободного посещения иностранцами.

Для визита в Норильск иностранным гражданам требуется пропуск - разрешение от УФСБ РФ.

-6

Отчего такие сложности с посещением? Дело в том, что Норникель сейчас производит 44% всего мирового объема палладия, 22% никеля в мире, 15% платины, 2% меди, 14% кобальта и 12% родия.

Эти металлы очень важны во многих высокотехнологичных отраслях. Тот же палладий в основном используется в бензиновых двигателях для производства каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, а платина для катализаторов дизельных двигателей и многих других отраслях.

-7

При этом около 75% всей производимой меди в мире используется в производстве электропроводников и электроники.

Никель используется как в сталелитейном производстве, так и в производстве современных батарей для электромобилей. Как и кобальт, но от кобальта сейчас отказываются в пользу никеля.

-8

Без этих металлов вся борьба ЕС и США с изменением климата и отказа от двигателей внутреннего сгорания в пользу экологически чистого транспорта потеряет смысл.

-9

Есть интересные исследования McKinsey & Co, согласно которому добыча никеля в мире вырастет с 2,2 млн. т в 2020 году до 4 млн. т. в 2030 году из-за производства электромобилей.

-10

Для Норникеля и жителей Норильска это только плюс - производство будет расти, занятость и зарплаты тоже. Этим Норильск и отличается от многих других городов на Севере нашей страны.

Сейчас город выглядит вполне современным. Есть торговые центры, присутствуют федеральные сети, неплохо развит общепит. По городу ездит много машин.

-11

Цены в магазинах чуть выше московских и это учитывая круглогодичное снабжение по морю. Последние пять лет в город проведен высокоскоростной оптический интернет, а раньше был только спутниковый канал.

-12

Удивило, что несмотря на частые пурги и суровый субарктический климат, дороги убраны в разы лучше, чем в наших столицах.

Вопреки климату, вопреки экологии, вопреки всему в город приезжают новые люди работать и зарабатывать. На "большую" землю уезжают только когда, выходят на пенсию. Правда, многие не выдерживают и возвращаются в Заполярье доживать. Парадокс.

-13

На самом деле нет, зарплаты у работников Норникеля довольно приличные. А вот у тех, кто обслуживает жизнь в городе, говорят, что меньше.

Пейзажи вокруг промышленного района и впрямь апокалиптические и техногенные. Заброшенные дома в старом городе смотрятся очень контрастно на фоне новостроек.

-14

Индустриальные свалки зимой выглядят не так удручающе как летом, но тоже не красят арктическую тундру.

Особая история с загрязнением почвы и водоемов. Масштабная экологическая катастрофа 2020 года, когда свыше 20 тысяч тонн дизельного топлива попали в почву и реку Амбарная с озером Пясино вскрыла огромные проблемы у Норникеля, связанные со значительным износом всей инфраструктуры производственных объектов.

-15

Но не нужно иллюзий, разлив дизтоплива — это только айсберг проблем с экологией в этом арктическом регионе. Десятилетиями промышленность сбрасывает отходы в тундру и водоемы. Как результат — безжизненная тундра и водоемы на десятки километров вокруг.

Ситуацию могут исправить только постоянные и серьезные вложения в модернизацию производства и очистку загрязненных территорий силами Норникеля.

-16

Учитывая происходящие сейчас в мире события и резкий взлет цен на тот же никель, платину и палладий, хотелось бы верить, что это приведет не только к кратному росту прибыли Норникеля в обозримом будущем и увеличению личного состояния наших олигархов. Но и отразится на жизни горожан и экологии региона в лучшую сторону.

-17