Найти в Дзене

МЫШЛЕНИЕ

Мышление— это активный процесс, неразрывно связанный с речью, отражения действительности (предметов, явлений, процессов) нахождения закономерных связей и отношений между ними в ходе анализа и синтеза. Физиологическим механизмом мышления и его проявлением в речи
является вторая сигнальная система человека и его речь. Первая сигнальная система отвечает за образное мышление, а вторая, вместе с речью, за абстрактно логическое мышление. Они действуют совместно, но различно, противоположным образом. Мышление осуществляется только в тесной связи с речевой и трудовой (обучающей, научной) деятельностью и никак иначе. Результатом мышления является мысль. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из чувственного опыта. Через ощущения и восприятие мышление связано с объективной действительностью. Правильность , адекватность этого отражения проверяется в ходе практического преобразования природы. В рамках чувственного познания природы невозможно правильно отразить законы прир

Мышление— это активный процесс, неразрывно связанный с речью, отражения действительности (предметов, явлений, процессов) нахождения закономерных связей и отношений между ними в ходе анализа и синтеза.

Физиологическим механизмом мышления и его проявлением в речи
является
вторая сигнальная система человека и его речь.

Первая сигнальная система отвечает за образное мышление, а вторая, вместе с речью, за абстрактно логическое мышление. Они действуют совместно, но различно, противоположным образом.

Мышление осуществляется только в тесной связи с речевой и трудовой (обучающей, научной) деятельностью и никак иначе. Результатом мышления является мысль.

Весь свой материал мыслительная деятельность получает из чувственного опыта. Через ощущения и восприятие мышление связано с объективной действительностью. Правильность , адекватность этого отражения проверяется в ходе практического преобразования природы. В рамках чувственного познания природы невозможно правильно отразить законы природы и понять их суть. В ходе дальнейшего познания природы человек выходит за рамки чувственного познания и переходит абстрактному мышлению, познавая свойства и отношения которые вовсе не даны ему в рамках чувственного опыта. Абстрактное мышление начинается там, где становится бессильным чувственное познание.

Первый, важнейший признак мышленияобобщенность. Это
означает, что в отличие от ощущений и восприятия в результате
мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от р а з н ых
объектов, и как бы суммирующую в сжатой, «свернутой» форме наиболее существенные, имеющие принципиальное з н а ч е н и е черты этих объектов.
Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Поэтому мышление обобщает познания многих людей.
Второй, не менее важный признак мышления заключается в том,
что "оно есть
опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам.
В сравнении с ощущениями и восприятиями мышление — более
сложная форма отражения. Возникая и совершенствуясь в практической деятельности, оно во всех его проявлениях оказывает
организующее влияние на самою деятельность, как бы подытоживая и часто опережая ее. Оно позволяет человеку познавать не только форму, но и содержание, не только явление, но и сущность, не только внешнюю сторону, но и внутренние особенности предметов и явлений.

Главное в мышлении то, что оно отражает закономерные причинно-следственные связи и отношения, присущие объективной действительности. Так, человек не имеет специального анализатора, реагирующего на изменения радиоволн, гамма-излучений или рентгеновских лучей, но их объективное существование доказано косвенными их проявлениями, полученными в многочисленных исследованиях.

Однако следует помнить, что без ощущений, без образов восприятий, представлений, закрепленных в памяти, не могло бы возникнуть и развиваться мышление. Вместе с тем человеческое восприятие в отличие от комплексов ощущений животных включает в себя понятие воспринятого.
Мышление человека происходит посредством понятий, каждое
из которых выражается словом или несколькими словами.

I. Понятие — это элемент мышления, р а з л и ч н ы е сочетания которых позволяют переходить от одних мыслей к другим, протекать процессу
мышления в различных его формах.
Понятие — отражение общих и притом существенных свойств
предметов и явлений действительности, реальной природы.

Например, в понятии «квадрат» отражены свойства, общие для всех квадратов, независимо от их абсолютных величин: равенство сторон и прямые углы между сторонами. Это существенные, принципиальные свойства. Такие же признаки, как длина стороны, толщина линий, обозначающих стороны, или их окраска, не существенны с точки зрения возможности такой фигуры называться «квадратом».
Каждое понятие представляет собой образ объективного мира,
но в отличие от восприятий и представлений это
образ не наглядный, не конкретный, а обобщенный, в котором в кратчайшей словесной форме запечатлены все знания человека о целой группе объектов (предметов или явлений), обладающих рядом одинаковых и притом качественно единых признаков или свойств. Любое понятие характеризуется:
содержанием — совокупностью существенных признаков, обязательных для всех объектов, входящих в данное понятие;
объемом— количеством объектов, имеющих общие существенные признаки и образующих одно понятие.

Закон: при сравнении родственных или соответствующих понятий легко установить, что между их содержанием и объемом -существует
обратная зависимость, т. е. чем шире объем понятия, тем уже его
содержание, и наоборот.
Исходя из этой взаимозависимости между объемом и содержанием понятий, для правильного их формирования у учащихся
преподаватель обязан очень внимательно относиться
к объяснению каждого нового явления, нового факта, которые должны быть поняты учащимися. Ведь неточность в определении какого-либо факта легко вызовет одну из двух возможных ошибок:
-если в определении, формулировке или объяснении будет упущено что-либо существенное, характерное, то под такое определение смогут подойти и не относящиеся к нему объекты (сужение содержания понятия приводит к увеличению его объема);
-если в определение включается что-либо существенное, второстепенное, частное, то в понятие, которое возникает у учащегося, включится не все, что должно быть включено, а лишь какая-то часть (расширение содержания понятия приводит к сужению его объема).
Нужно быть особенно требовательным к четкости формулировок и определений, так как, неверно понятые, они рано или поздно
приводят к ошибочному обобщению и выводу.

Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии, может возникать только как результата переработки ряда наглядных образов, какими являются восприятия и представления, основанное на чувственном опыте..

Значит, для формирования понятий необходима опора на хорошо известные учащимся по их прошлому опыту представления, сравнение которых позволит им найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, мысленно выделить их и осознать содержание образуемого понятия.

Следовательно, достаточная наглядность, образность, использование примеров, сопровождающиеся объяснением сходства и различия между разными, но близкими объектам (!!), облегчают овладение понятиями.

Мыслительным действием называют акт мышления, при котором решается элементарная задача, не разложимая на более простые.
Несмотря на все многообразие конкретных мыслительных задач,
возникающих и могущих возникнуть в сознании человека, любую
из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к
разрешению. Схема таких этапов мыслительного действия приведена на рисунке

-2
-3

Без ассоциаций мышления не бывает. Различают три типа ассоциаций:
по смежности, по сходству и контрасту.

Ассоциация по смежности — это связь между собой тех представлений, которые в прошлом опыте воспринимались одновременно
или непосредственно одно за другим. Так, звук взрыва или падения тяжелого предмета вызывает представление об аварии в силу
ассоциации по смежности.
Примером ассоциации по сходству может служить воспоминание
учителем своих аналогичных переживаний при виде радостного
учащегося, докладывающего об успешном выполнении учебного задания.
Ассоциации по контрасту - когда мысль учащегося о своей сделанной ошибке при разборе правильных действий товарища .


"Если возникающие ассоциации не имеют прямого отношения к
мыслительной задаче, стоящей перед человеком, то вместо целенаправленного процесса мышления происходит нецеленаправленное
течение мыслей. Оно может увести человека далеко в сторону от
решения задачи и вызвать потерю времени.


Ассоциации позволяют отражать существующие разнообразные
связи и отношения между объектами реального мира. Отражение
этих связей в сознании происходит в форме суждений.
Суждение простейший акт мышления, отражающий связи
предметов или явлений или тех или иных их признаков. Являясь
актом мышления, суждение в трудовой деятельности отвечает на
какой-либо возникший в процессе труда вопрос.

Специфический интерес для психологии представляют ошибки суждения. Являясь причиной брака и аварий, они могут быть связаны и с временными или стойкими особенностями личности: неточным восприятием (иногда иллюзиями), некритичностью мышления как чертой личности, плохой сообразительностью в сочетании с дефицитом времени, растерянностью и т. д.

II. Суждения простейший акт мышления, отражающие связи предметов и явлений и их признаков. Суждения это основа понимания.
Суждения обычно выражаются в форме предложения, но могут иметь и неполную, сокращенную форму, н а п р и м е р : «брак» — вместо «эта деталь — брак».

В каждом полном суждении можно различить три элемента:

два понятия, между которыми устанавливается какое-либо отношение или связь и связку, выражающую, более или менее полно содержание этого отношения.
III. Сложной формой мышления являются умозаключения, состоящие в образовании из нескольких суждений нового суждения. Например
неожиданно остановился станок и потухла электрическая
лампа — значит, выключен ток.
в любом умозаключении различают посылки —те суждения, из
которых выводится новое суждение и заключение (вывод).

-новое суждения описывают индуктивные и дедуктивные у м о з а к л ю ч е н и и я.

Индуктивным умозаключением (или индукцией) называется процесс переход от е д и н и ч н ы х , частных суждений к общему суждению, от суждений, отражающих отдельные факты, к суждению, выражающему более общее положение.

Посредством индукции человек подводит итог своим отдельным наблюдениям и опытам, обобщает результат своей практики или делает выводы, вытекающие из практики других людей.
Дедуктивным умозаключением (или дедукцией) называется процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение к суждению, выражающему менее общее положение или частным случаям.

Мышление опирается на знания, а приобретение новых знаний—
на мышление. Мышление и знания находятся в тесном диалектическом единстве, между ними есть противоречие, но они не могут быть разорваны, отделены друг от друга.

Но в этой их взаимосвязи мышление играет более существенную роль. Сейчас уже стало общепризнанным, что задача любого обучения — это не только и не столько научить определенным и тем более шаблонным знаниям, но в первую очередь научить мыслить., но при этом надо осознавать, что без знаний нельзя научить мыслить.

Процесс формирования понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает использование ряда умственных или мыслительных операций, основные из которых — анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.


Анализ — психический процесс мысленного расчленения предмета или явления, выделение его отдельных частей, сторон, элементов, связей, свойств, отношений признаков. Это расчленение познаваемого объекта на разные составляющие компоненты.

В ходе анализа предмета, некоторые его свойства, стороны становятся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными и выступают на передний план и оказывают наиболее сильное раздражение нервных клеток головного мозга и по закону индукции вызывается торможение других отделов мозга. Таким образом физиологической основой психического анализа выступает процесс равновесия возбуждения и торможения участков головного мозга.

В отличие от предметного анализа, совершающегося путем фактического расчленения предмета (анализ игрушки у детей), при мысленном анализе это выделение отдельных частей или сторон некоторого целого осуществляется при помощи внутренней или внешней речи.
Учителю приходится постоянно анализировать деятельность учащихся в процессе упражнения.

Синтез — психический процесс мысленного соединение отдельных элементов, частей, признаков (полученных в результате анализа) в единое целое. В процессе синтеза происходит мысленное принципиально новое объединение частей, восстановление целого предмета на новой основе, объединение связей и отношений частей предмета в новых рамках. Физиологической основой синтеза является замыкание временных нервных связей в коре головного мозга.
Анализ и синтез неразрывно связаны и находятся в противоположном единстве. Анализ и синтез начинается с сравнения. Различные предметы начинают познавать путем сравнения.

Сравнение—установление сходства и различия между предметами
или явлениями действительности.

В ходе обобщения и анализа в сравниваемых предметах выделяется нечно общее: как общие сходные признаки и как общие существенные признаки.

Всякое существенное сходство является общим и для данной группы предметов, но не всякое общее для группы предметов является и существенным общим.

Анализ, синтез, обобщение суть специфические закономерности мышления, как психического процесса. На их основе только можно объяснить внешние проявления мыслительной деятельности.

Например учителя часто наблюдают, что ученик только что решивший данную задачу или только что доказавший теорему, не может осуществить перенос , т.е. не не может использовать это решение или доказательство для совершенно однотипной задачи или теоремы , если условие несколько изменено или чертеж немного изменен., просто даже повернут на 90 или 180 градусов или изменены обозначения. Это означает, что анализ и синтез предложенной задачи недостаточен , требуется варьирование условий, чертежа, даже цвета, чтобы ученик мог выделить наиболее существенные свойства и закономерности и произвел бы их обобщение. По мере того как ученик (да и учитель) осуществляет решение сходных задач он анализирует, обобщает и синтезирует абстрактную сущность данных задач. Чтобы без особого труда осуществлять перенос, необходимо вскрыть то существенно общее что имеется между задачами, а для этого нужен "анализ-обобщение- синтез".

Познание требует отличать существенное, характерное для данного объекта от того, что для него не важно. Это достигается посредством мыслительной операции абстракции.
Абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явлений. Способность отвлечься от несущественного и выделить основное, существенное — могучая сила человеческого
ума, позволяющая ему проникнуть в сущность вещей, вскрыть объективные законы, глубже познать мир. Именно благодаря абстракции человечеству удается раскрывать и использовать законы природы и общества. Абстрактные понятия, если они правильные, отражают природу глубже, вернее, полнее
Выделенные в ходе абстракции существенные особенности объектов подвергаются обобщению и формируются понятия.
Конкретизация -- мысленный переход от более общего понятия к более частному и связан с дедукцией.

Анализ, абстракция и синтез лежат в основе индукции, а конкретизация — мысленный переход от более общего понятия к более частному — связана с дедукцией.

Конкретизация в практической работе преподавателя проявляется в подыскивании и использовании какого-либо примера для иллюстрации того или иного общего положения.

Простейший вид мышления — наглядно-действенное мышление,
непосредственно включенное в практическое действие. Особо характерно этот вид мышления проявляется у рабочего , инженера. В случаях неисправностей оборудования и в аварийных ситуациях, неисправности станка у машиниста, поломки резца у токаря. Этот вид мышления определяется опорой на уже имеющийся опыт, отсутствием анализа ситуации и абстракции и в этих случаях называется практическим мышлением.
Специфика трудовой деятельности человека, воздействуя на его
сознание, накладывает отпечаток и на его особенности мыслительной деятельности, формируя определенный
профессиональный склад
мышления.

Например, абстрактное мышление наладчика отличается от конкретного пространственного мышления монтажника или офисного работника. .

У рабочего любой профессии формируется в чем-то своеобразный склад мышления, называемый техническим мышлением. Техническое, как и все другие формы мышления, включает в себя и оперирование образами.

Образное мышление характеризуется тем, что при решении определенных задач человек оперирует в основном содержащимися в
памяти образами предметов и явлений, включенными в прошлом в
его деятельность. Образное мышление по сравнению с наглядно действенным более сложно и гибко, более обобщенно. Но оно не в состоянии отразить сложные законы объективной природы.

Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить понятия «сила», «скорость», не говоря уже о понятиях «добро» и «зло» и т. п. Познание таких явлений возможно лишь с помощью абстрактного, в частности абстрактно-логического мышления.
Абстрактно-логическое мышление отражает такие факты, как
закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются
чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Оно
дает возможность познать (отразить) отдельные свойства и качества предметов и явлений вне их связи с другими особенностями тех
же предметов и явлений.

Абстрактно-логическое мышление — это понятийное мышление.
Очень сложно по своей психологической структуре
мышление
вероятностями
, опирающееся не на непосредственно воспринимаемые предметы и явления, а на учет степени вероятности (возможности) ожидаемых событий.

Особая форма мышления — понимание устной и письменной речи, при котором все необходимые связи, отношения и обобщения не открываются человеком вновь самостоятельно, а уже даны в определенной системе понятий и суждений, отражающих эти связи. У учащихся эта форма мышления проявляется при слушании лекций, чтении учебной литературы, просмотрах учебных кинофильмов. Понимание — основа всякого получения информации и в производственной деятельности; например, понимание технологического процесса, протекающего в различных установках, на основании показаний контрольных приборов; понимание исправности или неисправности машины по шумам и вибрациям, значение которых известно.
Особо необходима всем форма мышления, как
планирование предстоящей деятельности. Оно тесно связано
с воображением и мышлением вероятностями.
П л а н и р о в а н и е — это ответ на вопрос о том, как достичь цели,
состоящий в осознании путей, способов, средств и сроков, необходимых и достаточных для достижения цели, направленный на преодоление возникающих на этом пути неясностей, трудностей и препятствий. Более кратко планирование определяется как процесс сознательного и целенаправленного построения рабочим своего труда.
Отмечается четыре категории п е п л а н и р у е м ы х действий:
1) действия, определяемые объективными условиями деятельности (куда прийти, откуда брать заготовки);
2) автоматизированные действия, если они когда-то обдумывались, планировались, но, закрепившись, приобрели устойчивую форму привычных действий;
3) простейшие действия, выполнение которых не требует
специального обдумывания, а непосредственно опирается на
жизненный опыт рабочего;
4) слишком трудные действия, непосильные для рабочего.
Самая сложная форма — планирование деятельности
в целом, при котором создаваемый ряд образов последовательности выполнения действий учитывает вероятные изменения в ходе
деятельности.
Возможность планирования деятельности всегда связана с известной профессиональной опытностью, ибо всякое предвидение
как отрыв от конкретной ситуации возможно лишь после достаточного практического освоения действий. Планированию деятельности можно и нужно учить. При этом успешность обучения планированию непосредственно зависит от умения самого мастера планировать свою деятельность. В планировании личной трудовой
деятельности проявляется творческое воображение, которое наиболее ярко связано с изобретательской и рационализаторской работой.

Воображение или ф а н т а з и я — это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся
понятий. Если восприятия позволяют человеку создать образы настоящего, память — прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего. С помощью воображения человек может представить себе будущее, получить в сознании картины того, чего пока еще фактически нет и не было, мысленно изменить действительность, создавать
новое и даже необычайное. Поэтому воображение — одно из важнейших условий творчества, новаторства в любом виде труда. Оно необходимо не только ученому, писателю и художнику, изобретателю, но и хозяйственнику, инженеру и рабочему. Эта способность чрезвычайно ценна.

Возникновение образов воображения в сознании человека может происходить без заранее поставленной цели, как бы само собой. В подобных случаях говорят о пассивном, непроизвольном
воображении. Это бывает, когда неудовлетворение какой-либо материальной или духовной потребности непроизвольно вызывает в
сознании яркий образ ситуации, в которой могла бы получить свое
удовлетворение эта потребность.

Гораздо чаще встречаются образы воображения, возникающие преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью. Такие образы относятся к активному, произвольному воображению. В нем всегда можно выявить поиск, отбор, а н а л и з и синтез представлений и знаний, применение сознательных усилий, направленных на создание того образа, потребность в котором возникла у человека.

Степень яркости или силы произвольного воображения у разных людей может быть весьма р а з л и ч н о й. Встречаются люди
с настолько интенсивным, «живым» воображением, что под его
влиянием резко изменяется деятельность их организма, заметно
перестраивается ряд физиологических функций. Мысленное представление выполняемой тяжелой физической работы может привести даже к изменению пульса, дыхания.

Разнообразные проявления активного по своему характеру произвольного воображения условно можно в свою очередь разделить
на два вида: репродуктивное и творческое воображение.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение— это воображение, в процессе которого образ создается на основе личного опыта и имевшихся восприятий и построение этого образа происходит
в основном в соответствии с имеющимися уже сведениями об объекте.
Репродуктивное и творческое воображение тесно взаимосвязаны Самый талантливый ученый или к о н с т р у к т о р исходит Из каких то уже установленных истин. И любой учащийся, воссоздающий
образ какого-нибудь предмета, производит для себя пусть элементарный, но творческий акт.
Процесс технического творчества обычно состоит из трех фаз:
1) подготовительной — в которую входят выявление потребности, возникновение желания удовлетворить эту потребность,
формулировка задачи;
2) центральной (или основной) — которая включает поиск
решения, нахождение принципа решения и превращение его в
схему;
3) заключительной — в которой происходит обоснование
найденного решения и материально-техническое оформление
изобретения.
Техническому творчеству, как и любой другой созидательной
деятельности, учащихся надо обучать. Обучение техническому
творчеству имеет большое значение не только в обеспечении успешности профессионально-технического обучения.
Проявления творческого воображения и технического творчества представляют собой в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и на производстве массовые
явления.
Своеобразный вид творческого воображения —
мечта. Сходство
между творческим воображением и мечтой состоит в самостоятельном создании новых образов. Но между мечтой и творческим воображением есть и существенные различия.
Мечта это воображение, создающее образы желаемого будущего. У одних людей мечта становится могучим толчком, стимулом к творческому труду. Мечтая, такие люди смотрят вперед, в будущее и в мечте видят как бы программу своей предстоящей деятельности.

Анализ и синтез всегда вызваны какими то потребностями личности. Если нет потребности, то нет и познания, нет деятельности, которую они могли бы вызвать. Психология исследует какие потребности и какая мотивация заставили человека включаться в познавательную деятельность. Мыслит и думает не само "мышление", а человек с его психологическими особенностями с его наглядно образным и абстрактно логическим мышлением и речью. Различают специфические познавательные и неспецифические познавательные мотивы мышления.