Можно ли вспомнить произведение ДОнекрасовского периода, в котором главный герой был бы КРЕСТЬЯНИН? Вряд ли - ведь литература у нас, по правде говоря, создавалась сытыми и для сытых. Крестьяне в ней были, конечно, но только как фон для героев. Некрасов обнаружил, что собственно о народе и не писал ещё никто!
Личное знакомство с Белинским благодаря работе в журнале "Отечественные записки" очень поспособствовало рождению "собственной темы".
Суровый критик восторженно оценил стихотворение двадцатидвухлетнего Некрасова "В дороге". Рассказ ямщика.
... Крестьянская девочка выросла в барском доме, выучилась "вместе с барышней разным наукам" - и вот, барской прихотью возвращена "на село". И выдана замуж за ямщика.
Муж её уважает. Если и бивал - так только под пьяную руку. И ведь искренне не понимает - что ей не так, почему зачахла? Может, всё дело в порче? В книгах? Читает, да ещё и сынишку учит, и его загубит...
Видеть в этом стихотворении "страдания народа" - слишком большая натяжка. Это - страдания человека с развитыми духовными потребностями, пожизненно заточённого туда, где "барские манеры и штуки" - помеха нормальной жизни! Не это ли наблюдал поэт в собственной семье, не такой же ли узницей умерла его мать?!
Но как у Николая Алексеевича совмещалось поэтическое дарование - и отменная деловая хватка? Сочетание редчайшее! Несколько альманахов, авторов которых Некрасов искал и находил сам, составили эпоху в литературе. Будучи сторонником "натуральной школы", молодой издатель первым напечатал Григоровича и Достоевского! Охотно печатались у него и Майков, Герцен, Тургенев.
А вот свои собственные опыты в прозе на этом фоне казались Некрасову не стоящими внимания потомства - и повесть "Петербургские углы" осталась неоконченной. Жаль - ведь теперь, когда автор из этих "углов" выбрался, оказалось, что смешного там было не меньше, чем грустного. Короткие рассказы Некрасова той поры - уморительны! Но хотелось настоящего дела.
Дела шли успешно настолько, что уже в 1846 году Некрасов арендовал самую авторитетную трибуну - журнал "Современник", основанный Пушкиным.
Издателю было 25 лет. Всего! Или УЖЕ? Какой же прочной оказалась его репутация, если к нему перешёл из "Отечественных записок" чуть не весь коллектив во главе с Белинским!
И на страницах их общего журнала считали честью печататься Тургенев, Гончаров, Герцен, Огарёв, Григорович. В журнале публиковались Островский, Салтыков-Щедрин, Успенский. Некрасов ввёл в русскую литературу Достоевского и Толстого.
А идейную направленность издания определили Чернышевский и Добролюбов.
"Современник" стал одним из символов эпохи, синонимом вольномыслия и мужества.
Двадцать лет во главе "Современника"! Даже если бы Некрасов не сделал ничего больше, он всё равно вошёл бы в историю - как лучший журналист своего времени.
В своём журнале Некрасов и печатал свои стихи и поэмы, к тридцати годам окончательно осознав себя ПОЭТОМ.
***
Не только потомки, но и многие современники уверяли, что Некрасов - "поэт без таланта", обязанный своей популярностью только и исключительно "модной тенденции"! Но с тех пор прошло полтора столетия. "Тенденция" сочувствовать собственному народу, увы - вышла из моды, а Некрасов теперь воспринимается, как некий рубеж. Без него сложно представить себе дальнейшее развитие русской поэзии.
Его ли вина в том, что именно крестьянский вопрос был главным вопросом эпохи?
Что страна была на 9/10 - крестьянской, и именно землепашец и воспринимался, как "типичный русский"? Крестьяне и были народом.
Но в первой поэме Некрасова "Саша" крестьяне - персонажи эпизодические. Читатель видит их глазами милой провинциальной барышни, доброй и наивной. Это счастливые поселяне, живущие среди роскошной природы. И труды их легки и приятны. Рассказ не о них...
"В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась - летела стрелой
Полная счастья, с горы ледяной!"
"Плакала Саша, как лес вырубали..."
Отрывки, знакомые по хрестоматиям для начальной школы. А если прочесть целиком?
Замени в поэме имя "Саша" на "Таня" - и читатель не усомнится, что перед нами расширенный, украшенный подробностями рассказ о детстве Татьяны Лариной! "Деревня лесная", девочка - "дикий цветок полевой", любящая няня, простые родители, для которых "Книги ребенку - напрасная мука". Покой, красота и гармония. Русский рай.
Теперь надо ждать явления героя, который смутит девический сон души?
Герой является - и становится ясно, насколько всего за одно поколение изменилась жизнь. И люди. Даже не знающие жизни барышни!
Лев Алексеич Агарин, тонкий, бледный, с лорнеткой. Перелётная птица:
- Был,- говорит,- я теперь за границей,
Много видал я больших городов,
Синих морей и подводных мостов,-
Всё там приволье, и роскошь, и чудо,
Да высылали доходы мне худо.
Недолго погостил сосед, поговорил о чудных заморских странах, о каком-то загадочном "деле", которому хочет себя посвятить, о мистическом предзнаменовании своей великой судьбы...
Как после этой встречи переменилась Саша!
Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.
Книжки выписывать стала сама -
И наконец набралась же ума!
Что ни спроси, растолкует, научит,
С ней говорить никогда не наскучит;
А доброта... Я такой доброты
Век не видал, не увидишь и ты!
Бедные - все ей приятели-други:
Кормит, ласкает и лечит недуги.
Через два года Агарин появился снова:
- Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол.-
Да и пошел! и пошел! и пошел!..
Да, он увлёк Сашу, но увлёк не своей персоной, а возможностью ежедневных открытий, развития, образования. Увлёк - а самому ... надоело! И Саша разглядела его обыкновенность, заурядность. Ученица превзошла учителя.
Но что же Агарин за типаж?
Странное племя, мудреное племя
В нашем отечестве создало время!
Это не бес, искуситель людской,
Это, увы!- современный герой!
Книги читает да по свету рыщет -
Дела себе исполинского ищет,
Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,
Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.
Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет:
Это в простом переводе выходит,
Что в разговорах он время проводит;
Если ж за дело возьмется - беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвердые крылья,
Бедный кричит: "Бесполезны усилья!"
И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орел...
Если не знать, что это - Некрасов, что можно подумать, о ком это?! Неужели... о Чацком?!
То, что восхищало в двадцатые годы - стало смешно в сороковые!
Разочарование заставило Сашу страдать... но она пойдёт дальше.
Первая в галерее прекрасных русских женщин, не "созданных", а увиденных и запечатленных Некрасовым.
(Ещё статьи о школьной классике - в путеводителе по каналу:https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/putevoditel-po-kanalu-shkolnaia-klassika-622e52daacc1c97a9246b818 )