Продолжаем наше путешествие. После небольшого осмотра Каргополя и его окрестностей, мы движемся дальше на север Архангельской области в Кенозерский национальный парк - где у нас забронирована избушка и где мы проведем ближайшие два с половиной дня.
В национальном парке мы попытаемся на лыжах добраться до одной живописной деревеньки - Глазово, а заодно посетим еще несколько деревень по пути. И так в Конево мы сварачиваем с трассы по указателю Вершинино.
Пересекаем реку Онега по ледовой переправе - это экономит нам, на круг, 400 руб, так как проезд по понтонному мосту стоит 200 руб. с машины.
Дорога становится узкая, петляющая - семь загибов на версту - эти слова как ни кстати подходят под описание этой дороги. Едем не спеша, мимо проплывают деревни с расписными фронтонами домов. Чтобы не перегружать рассказ фотографиями, я решил тему расписных домов вынести в отдельный рассказ.
К сожалению, чем дальше мы заезжаем вглубь Архангельской области, темь гуще на небе становятся облака. Проезжаем мимо полуживых деревень. Печально, что такие крепкие некогда деревни приходят в упадок.
А вот и знаменитый ряжевый мост через Кену. Соединяющий село Измайловское с деревней Ивановской.
А.В.Ополовников:
... Долго оставалось неизменным в северных деревнях устройство мостов. Деревянные бревенчатые мосты возводили плотники- мостовики еще во времена Киевской Руси.
До недавнего времени их можно было увидеть на многих северных реках. Размеры их самые различные: от маленького мосточка, перекинутого через ручей-речушку, до огромного моста длиной свыше ста метров, опирающегося на могучие бревенчатые ряжи. Отсюда и название таких мостов — ряжевые. Это исключительно интересные и своеобразные сооружения.
Их конструктивную основу составляют рубленые ряжи - городни с системой внутренних «карманов» для валунов и галечника, размещенных на разных уровнях. Для рек с твердым, каменистым дном, затрудняющим устройство обычных, то есть свайных, оснований, бревенчатый ряж является не только самой рациональной опорой деревянного моста, но и единственно возможной. А поскольку большинство северных рек, порожистых и бурных, имеет твердое, каменистое дно, постольку и ряжевая конструкция моста получила тут самое широкое распространение.
Поверх ряжей в продольном направлении укладываются ряды прогонов. Каждый прогон состоит из мощных бревен, обычно трех, уложенных одно поверх другого. В поперечном направлении на них настилается сплошной бревенчатый накат — проезжая часть моста.
Полностью статью прочесть можно по ссылке - http://kenozerjelive.ru/wbridges.htm
Вот таким вот неспешным темпом мы наконец-то добрались до нашей конечной точки деревни Шишкина.
Погода тем временем немного испортилась. Солнце окончательно заволокло тучами, мороз отступил. Нас встретила хозяйка избушки - Ульяна. Ульяна открыла нам избушку, показала, что где и лежит и что где расположено, затем она удалилась, а мы начали обживаться. Изба имела две комнаты и кухню. Кухня располагалась сразу при входе. Справа расположился холодильник, вход в комнату, чуть дальше русская печь. Русская печь, к сожалению, была уменьшенной копией, с небольшой лежанкой, на которой расположиться мог разве что ребенок. К сожалению, печь была не такой большой, как скажем в Верхней Уфтюге, на которой мне довелось поспать пару ночей. Такие миниатюрные русские печи я встречаю на Кенозере уже второй раз, первую такую печь я встретил в гостевом доме в д.Горы, расположенный при въезде в здешний куст деревень под названием Вершинино. На кухне так же был стол, несколько табуреток, электрочайник и электроплита и шкаф-сервант с посудой. С левой стороны после входа расположилась дверь, ведущая в хозяйственную часть дома. В комнатах стояли по одной кровати, в одной из комнат кресло и телевизор. Привыкшие ночевать в машинах, палатках и гамаках - условия для нас были отличные.
Во дворе нашего дома стоял гараж, где хранится снегоход "Буран", и баня по-черному, о которой я расскажу подробней несколько позже.
После заселения, мы немного перекусили отдохнули, сварили покушать. Макароны с тушенкой были весьма кстати, после долгой дороги и тем более мы утром почти ничего не кушали.
Время еще позволяло, и мы решили прокатиться в пару мест - Усть-Почу и Филиповскую.
На краю дороги ведущий в сторону Усть-Почи, стоит вот такая вековая сосна. Ветви, которой, все обвязаны лоскутами материи.
Деревня Усть-Поча находится в двадцати километрах от Вершинино. Расположилась она на небольшом полуострове - Суитин, образованным с двух сторон озером Свиным, а с третьей рекой Почей. Интересно что перешеек с материка на полуостров шириной всего метров 15-20. Поселок мы проехали насквозь в дальний его конец. Там оставили машину и пошли пешком в деревню Мыза, чтобы посмотреть на часовню Александра Невского.
Старая часовня в 1939 году была разобрана. Нынешняя часовня была построена в 2003 году. Прошло 14 лет, доска от снега, дождей и солнца потемнела - приняла свой "исторический" цвет и часовня смотрится вполне исторически. Рядом с часовней есть две "святые рощи" - верхняя и нижняя.
К часовне, мы, конечно же, подойти не смогли, виной тому огромное количество снега. Ну кто бы мог подумать, что зимой, на Севере будет много снега? Нам, городским жителям, уже привили, что выпавшие накануне 5 см снега - это мегаколлапс; это снегопад; это стихийное ЧП и вообще это конец света - город стоит в ужасных пробках, коммунальщики яростно борются со стихией и последствиями адского снегопада... Да что-то я отвлекся. В общем да, ни лыж ни снегоступов с собой и в машине у нас не было и поэтому мы ограничились лишь фотографиями с замерзшего озера.
На улице начинало темнеть, и мы поспешили в соседнее село Филиповское, где сохранился ансамбль церквей Происхождения Честных Древ Креста Господня и Обретения Главы Иоанна Предтечи.
Пока мы катались на улице уже совсем стемнело. Мы возвращаемся в избушку. Завтра день тяжелый - нас ждет прогулка на лыжах в деревню Глазово, а это без малого, на круг, двадцать километров.
Утро следующего дня было совсем не ранним. Все же как ни крути а хотелось немного поспать после двух дней за рулем. Но день грядущий сулил нам немаленькую прогулку на лыжах по окрестным деревням - Рыжково, Глазово, Федосова. Но основной целью, конечно, была деревня Глазово.
Позавтракали, собрали рюкзаки и отправились в путь. Вышли мы немного поздновато, где-то часов в 10 утра. Погода стояла хмурая; тяжелые тучи, плотно затянувшие небо, хорошо спрятали от нас солнце. К тому же шел довольно сильный снег. Хорошо, что мороз немного спал, до вполне комфортных -11С.
До озера нам идти примерно километр через административный центр этого поселения -Вершинино. На улице народа полно, дети катаются с крутой горки, взрослые гуляют. Бросилось в глаза большое количество лошадей упряженных санями. В средней полосе России такое встретишь не часто. Вообще, машина здесь, наверное, на третьем месте по значимости, после: лодки и снегохода. На машине отсюда путь только разве что в город, а вот на лодке или снегоходе выбор направления куда шире.
Как только мы вышли на лед, наша скорость резко упала. Ноги стали чаще проваливаться в глубокий снег, а мне к тому же становилось невыносимо жарко, и я начинал перегреваться. Одет для прогулки, я был мягко сказать, очень неудачно. На ногах у меня были валенки, теплые ватные штаны, а на теле тельняшка, флисовая толстовка и тулупчик. Но другой одежды у меня с собой не было, так что пришлось идти в том, что было с собой. На озере мы встали на лыжи, скорость передвижения несколько увеличилась. Идти на лыжах мне было не легко: во-первых я на лыжах не стоял очень давно, во-вторых валенки не самые лучшие лыжные ботинки, ну и в третьих, как оказалось позже, я одел на правую ногу левую лыжу и соответственно на левую ногу - правую лыжу. Я часто падал от неудобства и непривычки.
Потихоньку мы дошли до покинутой деревни Немята. От деревни остался один, почти рухнувший, дом да часовня Трех Святителей XIX в.
А вот и старые фотографии деревни. Часто деревню Немята называли - Немятое.
Честно сказать, переход через озеро дался мне тяжело. Было желание больше никуда не идти, а ведь впереди было около 6 км зимнего леса.
Осмотрев часовню и сделав небольшой привал, восполнив силы, отправились дальше. А дальше нам нужно было найти дорогу в сторону деревни Рыжково. В идеале хотелось бы увидеть снегоходный след в ту сторону. По снегоходному следу было бы куда легче идти и шансы к плутанию сводились бы на ноль.
К счастью след в нужную нам сторону был, и был он хорошо наезжен, что позволяло даже идти по нему пешком.
В лесу снега было много. Вообще, конечно, этот год выдался весьма и весьма снежным, что отмечали даже местные жители.
Через полтора часа мы вышли на окраину деревни Рыжково, о чем нам сообщили снопы сена расположенные на небольшом поле. А вот идти пешком по полю было проблематично. То и дело я проваливался в снег чуть ли не по пояс. Пришлось надеть лыжи, и с ветерком доехать до деревни.
В деревне сохранилась часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы 1801 года постройки.
Тут нас встретил житель древни. К сожалению, я не спросил, как его зовут, но разговор с ним у нас завязался надолго. Конечно, для начала он расспросил нас, кто мы и зачем сюда пришли, ну а потом долго рассказывал про деревню. Рассказывал, что раньше деревня была очень крупной - в деревне имелся рыбный колхоз, школа, почта, клуб. И как постепенно из крупной деревни, деревня превратилась в полуживую, в которой проживают постоянно всего несколько человек. Долго мы беседовали с ним. Приятно было разговаривать с человеком, живущим в такой дали от цивилизации, если так можно назвать Вершинино, но при этом знающего про разные интернетовские соц. сети, квадрокоптеры и увлекающегося фотографией. Забегая вперед скажу, что когда мы возвращались домой, я заметил как он фотографировал нас. Если Вы читаете этот рассказ отпишитесь в комментариях ниже.
Кстати а это дом как раз вот того мужичка. Интересный старый дом, которому больше ста лет с расписным фронтоном. Но к сожалению этому дому осталось совсем немного.
Ну а мы снова выходим на лед и по следу от снегохода идем в Глазово. По озеру и по следу идти куда быстрей и веселей. Первым что бросилось в глаза, что в деревне что-то не так. Стоят новые дома. Как оказалось, несколько лет назад, кто-то выкупил старые дома в этой деревне снес их и построил новые. С одной стороны это и хорошо, но свой шарм место определенно потеряло.
Наверное одно из самых живописных мест Кенозера - Глазово. Деревня расположилась в южной части Свиного озера между берегами трех заливов напротив деревень Федосово и Рыжково. В лучшие годы деревня имела две части - расположенные на склонах холмов. Разные части деревни носили названия Заволочье (оставшиеся три дома) и Перхтина Гора.
В деревне стоит часовня Сошествия Святого Духа, построенная где-то между 1801-05 гг. Построил часовню местный крестьянин без дозволения властей. Раз в году в день престольного праздника в часовне служил священник, приезжавший из Вершинино.
Построена часовня возле деревни в распадке между двумя пологими холмами, на низком берегу, на перешейке между Шуй-лахтой и Карповской лахтой. Она прекрасно вписана в мягкий пейзаж окрестных полей по холмам, спускающихся к озеру. Очарование ей дополняют три стоящих рядом сосны, едва ли не современницы часовни XVIII века, с засохшими от старости верхними сучьями. Эти сосны остатки священной рощи.
И немного старых фотографий.
До заката остается всего два часа. Нам идти около трех часов, а может и больше. Сегодня новолуние, а значит, что через час-полтора после захода солнца в лесу будет такая тьма, что дальше собственного носа вряд ли что-то можно будет увидеть. Но мы решаем прогуляться еще до одной деревни - Федосово.
В деревне стоит Часовня Михаила Архангела - построенная ориентировочно в конце XVIII века. За деревней две небольших святых рощи: одна--еловая, вторая–осиново-березовая. Сейчас в деревне остались два дома да часовня, но когда-то в деревне насчитывалось от 5 до 9 дворов, а число жителей достигало 50 чел.
Здесь нам на милость выглянуло солнце. На крыльце одного из домов мы немного отдохнули, перекусили и отправились в обратную дорогу.
В конец, намучившись ходьбой на лыжах, мы с Денисом поменялись обувкой: я ему лыжи, а он мне снегоступы.
Идти на снегоступах оказалось немного легче. Но с другой стороны несколько непривычно широко расставлять ноги при ходьбе. На снегоступах было легче подниматься в гору, а вот спускаться с горы все же легче и быстрей на лыжах.
Обратный путь давался нам несколько тяжелее, все же прогулка по зимнему лесу выдалась нелегкой. Особенно на обратном пути обессилил Макс. Оно и понятно, я бы в его возрасте вообще бы не согласился на такую авантюру.
Из леса на озеро мы вышли аккурат, когда начало уже темнеть. Да, именно темнеть. По озеру мы шли уже ориентируясь на огни деревни Вершинино. Последние километры давались реально тяжело. После таких нагрузок начало о себе давать знать мое больное колено, от чего моя скорость передвижения падала с каждой сотней метров. Выйдя в деревню, мы отчасти вздохнули с облегчением. Впереди оставалось всего около полутора километров по заснеженной, но все же твердой дороги. У ребят открылось второе, а может уже и десятое дыхание и они умчались вперед, с желанием побыстрей добраться до дома и мягкого дивана. А я не спеша пошел вслед за ними.
Продолжение следует...
#Архангельская область
#Глазово
#вершинино
#кенозеро
#кенозерский национальный парк
#деревянное зодчество
#русский север
#путешествие по россии
#путешествие на машине