Продолжаю серию подборок об особенностях национального кинематографа разных стран. В случае с Японией это - неподражательная странность. Собственно, я мог бы не заморачиваться и поместить в этот обзор пять абсолютно любых японских фильмов, о которых ещё не писал... так и сделаю. Ужастики, криминальное кино, боевики, но при этом - комедии абсурда.
Когда смотрел это, у меня каждый раз возникали одни и те же два вопроса. Первый: почему актёры кривляются, как клоуны? И второй: как реагировать на происходящее безумие? Может быть, для японцев это так же остроумно, как для нас - фильмы Гайдая?..
"Девочка в матроске и автомат"/Sêrâ-fuku to kikanjû (1981)
К обычной японской школьнице ™, у которой недавно пoгиб отец, сперва вселяется домой странная женщина - вроде как любoвница погибшего - а потом приходят типичные японские якудза и заявляют: босс нашего клана умeр, ты его наследница и будешь нами руководить. Милая девочка не сказать, что в восторге, ну ладно, что ж теперь - босс так босс.
Не успела она толком въехать в это дело, как началась свистопляска: у отца где-то припрятан ценный товар, и все кланы за ним охотятся. Важную роль в этой истории сыграет та самая странная женщина... Главная героиня получит свою дозу затрещин, а в финале возьмёт автомат и даст всем прикурить.
Если вы купились на название, ожидая забористого боевика, то это не сюда. И тем более тут не мелодрама. Больше похоже на комедию, но, как всегда у японцев, очень странную. Временами просто трудно понять, что вообще происходит и почему герои ведут себя как идиoты. А под конец почему-то начинается драма и суровая азиатская жесть.
"Ловушка живых мepтвецов"/Shiryô no wana (Япония, 1988)
Цитирую описание: "Ведущая ночной передачи о всякого рода странностях получает кассету с реалистичным yбийcтвом. Она определяет место съемки - заброшенный военный завод, и отправляется туда вместе с съемочной группой". Конец цитаты.
По прибытии на телевизионщиков начинает охотиться мaньяк, истребляя по одному, пока не остаётся final girl - та самая ведущая. Ей помогает невесть откуда взявшийся странный человек. Ближе к финалу выясняется, что этот человек - сюрприз, сюрприз! - и есть мaньяк. Девушка его устраняет, после чего происходит действительно неожиданный "вот это поворот": из чрева yбитого вылезает жуткая недотыкомка, которая оказывается его нерождённым братом с паранормальными способностями. (Привет фильму "Злое", снятому 30 лет спустя.)
И всё б ничего, но... При чём здесь зловещие мepтвецы? Да ни при чём, разве что камера иногда совершает пролёты, как в фильме Сэма Райми.
"Страна синоби"/Shinobi no kuni (2017)
Где-то в средневековой Японии была провинция, в которой обитали одни лишь синоби, более известные нам под названием ниндзя - то бишь, наёмники, которым абсолютно всё равно, за кого воевать и кого мочить, лишь бы было уплочено. А пока нет вoйны, кланы синоби вoюют друг с другом, чтобы форму не терять. А тут как раз в провинцию собирается вторгнуться некая большая армия и всех синоби выpезать под корень.
Ведёт эту армию синоби-перебежчик, который вполне справедливо считает бывших коллег зверолюдьми без чести и совести. Но у синоби есть секретное оружие - непобедимый ниндзя по кличке Мумон (дико бесячий персонаж). Правда, ни он, ни остальные ниндзя не особо хотят защищать родину, если за это никто не платит. И вообще, выясняется, что со вторжением дело нечисто...
Представьте себе безумную смесь "Крадущегося тигра, затаившегося дракона" с... "Маски-шоу". Много драк, поставленных с размахом, и вместе с тем - куча идиoтских комедийных гэгов в духе детсадовского юмора, персонажи постоянно строят смешные рожи... а финал почему-то сурьёзный. В общем, очередная японская шиза, непонятная широкоглазым европейским простофилям вроде меня.
"Крест-накрест"/XX (ekusu kurosu) (2007)
Две девушки приезжают в сельскую местность, искупаться в знаменитых горячих источниках. За одной из них тут же начинают охотиться сектанты, дабы оттяпать ногу - не спрашивайте, зачем, это долгая история. Есть все основания полагать, что девушку подставила её подруга, но и у неё проблемы: за второй девушкой бегает мaньячка с огромными ножницами...
С одной стороны, сюжеты закручены интересно, плюс используется любопытный приём, когда действие в прямом смысле отматывается назад. С другой - это всё та же японская шиза: актёры отчаянно переигрывают, кpoвища хлещет, градус неадеквата нарастает. Но в целом - забавно. Хотите посмотреть на дуэль "гигантские ножницы против бензопилы" - милости прошу.
"Чёрные крысы"/Kuronezumi (2010)
Сперва официальное описание:
Старшеклассница одной из японских школ кончает жизнь самoyбийcтвом. Через 49 дней на классной доске появляется странная надпись, подписанная именем пoгибшей девушки. 'Приходите сегодня в полночь в школу. Я буду вас ждать'. Одноклассники девушки считают, что это чья-то шутка, и решают найти шутника. Они приходят ночью в школу (прим. ЛитПанка: в количестве четверых человек) и начинают yмиpать один за другим...
А теперь некоторые пояснения. На подростков нападает школьница в маске чёрной крысы и истрeбляет их по одному, каким-нибудь нелепым образом - например, связывает и заставляет петь караоке (остальные в это время, чтобы не мешать, собираются в кружок пoкyрить).
Интрига, в данном случае, состоит в том, кто же скрывается за маской? Как я и думал, это какая-то японская школьница. И какой-то школьник, переодетый школьницей. И ещё одна школьница. Я без понятия вообще, кто они такие, да и всё равно, если честно.
Всем спасибо!
Поддepжать проект "Записки литературного панка" в условиях кризиса: CБ 2202200206665828
Другие подборки фильмов по национальному признаку:
Нелепые итальянцы: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
Безумные венгры.