Дети, родившиеся в СССР, настолько сильно были впечатлены рассказами о войне, что большинство игр прямо или косвенно относились к военной тематике. Создание рогаток, мечей, пулеметов из ёлок, автоматов самых немыслимых конструкций из подручных материалов стали неотъемлемой частью провождения всего свободного времени. Война наложила сильный отпечаток на их сознание, и я в данный момент вспоминаю свое детство и описываю свои личные ощущения.
Военная терминология не избежала также и упоминаний в библейском тексте, и большинство мыслей, которыми я хочу с вами поделиться сегодня родились в один миг, вчера, когда я ехал в автобусе на работу. Вся картина целиком, вдруг, возникла в моем сознании и предстала перед мной, окрасив многие библейские тексты в совершенно иные цвета, в смыслах, не замечаемый мной ранее, и в таком контексте я их вижу впервые, прежде всего для самого себя.
Да, библейский текст содержит множество упоминаний, как основного термина, передающего идею войны, войска, воинства и военной службы, так и других, имеющих косвенное отношение к войне. Рассуждая над данной темой, я обнаружил массу, доселе не замечаемого глубокого и широкого военного конфликта, где Сам Бог выступает как Полководец, Верховный Главнокомандующий, на службе у которого, состоят различные виды вооружения, от снега, града, дождя, ветра, до шершней и других представителей животного мира. Широкий диапазон применяемых средств, позволяет Ему вести войну, отражение которой мы можем наблюдать в истории человечества в полной мере, насколько это возможно. Являясь прямыми участниками конфликта, а по словам книги Откровение, война возникла еще задолго до появления нашего мира и целиком переместилась в силу ряда причин в наш мир. Фраза "произошла на небе война" ставит перед нами вопросы, решение которые занимает всю Вселенную, как ее обитателей, так и нас с вами в том числе.
Начнем пожалуй, с исследования корня "seba" - основного в Ветхом Завете. Этот корень упоминается более пятисот раз, и передает идею воинских формирований, воинов и даже появляется в текстах, где идет речь о служении в Святилище, с виду не имеющего отношения к войне. Самый первый раз, однокоренное слово мы можем встретить в первом тексте второй главы книги Бытие.
"Так совершены небо и земля и все воинство их. (Быт. 2:1)
Обратите внимание, планеты Солнечной Системы, Солнце и Луна названы "воинством небесным" в качестве воинских формирований. Трудно сказать, почему так, но ассоциации в древнем мире они вызывали, как военные подразделения.
Однокоренные слова в текстах ВЗ в основном, как я уже сказал ведут речь о войске и воинах, но еще более удивительно, когда похожие, однокоренные слова я начал обнаруживать в местах, где речь идет о служении в Святилище. Я бы никогда не подумал, что речь о служении (в контексте исследуемого нами корня) может использоваться в данном тексте.
" И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания." (Исх. 38:8)
Хочу предложить вам новый перевод этого текста; "Он сделал также чан и подставку под него из меди тех зеркал, что были у женщин, служивших при входе в Шатер Встречи." (Исх. 38:8 РБО) Здесь, слово "служивших", как раз и является передающим смысл слов с корнем "saba".
Женщины "служили" у входа в Скинию. Пожалуй, самым ярким в данном случае текстом, где передается идея "службы" в военном контексте можно считать вот такое место Священного Писания.
"От тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания." (Числ. 4:3)
Можно сделать вывод, что служение в Скинии воспринималось как воинская повинность, как военная служба, и само Святилище выступает в качестве места, где не просто приносились жертвы и происходил процесс искупления, но как место стратегически важное, своего рода штаб.
Интересным с данной точки зрения выглядит одно из имен Бога, впервые произнесенное устами женщины по имена Анна. Эта девушка пришла однажды к Богу в Шатер, и просила о исполнении заветного желания - рождении ребенка.
"Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его." (1-Цар.1:11)
Эта история хорошо известна, чтобы останавливать на ней наше внимание. В результате этой просьбы родился Самуил, один из самых славных пророков Израиля. Наше внимание в данном случае обращается на первое упоминание имени Бога- Саваофа или Бога воинств. Тексты, где встречается подобное словосочетание с поразительной частотой проходят через весь ВЗ, особенно ярко это представлено в книгах пророков вообще, а в книгах Исаии и Иеремии наиболее часто. В чем дело? Почему Бог в сознании людей, выглядит как Полководец или Бог сил (еще один смысл слова Саваоф)?
Еще более любопытными становятся тексты, где Бог называется воином, сильным в бою, владеющий воинским искусством, а по словам Давида, научающего его самого битве и стрельбе из лука. Вот пару примеров:
"Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих." (Ис. 42:13)
" ГОСПОДЬ — воин! Его имя — ГОСПОДЬ! (Исх. 15:3 РБО)
Смысл такой риторики становится все более и более понятен, когда мы приближаемся к ключевой точке истории Земли, где Бог посылает Своего Сына на смерть, "дабы искупить тех, кто всю жизнь был подвержен рабству". Сын Божий вступает в самую гущу сражения, терпит раны, теряет кровь, испытывает боль, невыносимую тоску, одиночество, в какой- то степени поражение, смерть, но в конечном итоге становится Победителем. Победа, тоже кстати термин, относящийся к военной теме.
Бог, в данном случае не выглядит, как Тот, Кто отсиживается в штабе, дистанционно наблюдая за ходом сражения, но как Тот, кто надевает доспехи, берет в руки оружие, и вступает в битву. Его доспехи обагрены кровью, исцарапаны ударами мечей и забрызганы грязью в пылу сражения. Бог не отсиживается в штабе, в безопасности, Сам ведя Свое войско к победе, к полному поражения врага и окончательному установлению мира по всей Земле.
Некоторые тексты евангелия выглядят как военные сводки. Размышляя в таком ключе, особенно интересно наблюдать за таким словами:
"Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся." (Лук. 15:10)
Смотрите с каким напряжение небесные силы наблюдают за всем тем, что происходит тут, где живем мы с вами. Радость ангелов о еще одном спасенном пленнике проносится вихрем по всей обитаемой Вселенной. Бегущая строка о положении на фронте мигом достигает всех пределов и ума живущих, всего Творения Божия.
Фраза апостола Павла о примирении с Богом, также можно отнести к терминам, понимаемым к контексте война, где человек по своей природе враждебен Богу, но благодаря Христу, у нас есть возможность найти мир, прощение, утешение и надежду благодаря победе, одержанной Господом Иисусом.
И в заключении, хотелось бы обратить внимание на еще один текст, на слова книги Откровение.
" И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует." (Откр. 19:11)
Верный и Истинный - Христос. Его Одежды обагрены кровью, как еще сказано во все той же книге "[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: „Слово Божие ". (Откр. 19:13) И это кровь Его Самого, кровь, пролитая в долгой войне, но конец которой уже забрезжил подобно первым лучам новой жизни, когда все народа "перекуют мечи на плуги и не будут более учится воевать".
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.
Сбер: 4276 2200 1586 0243