В современных реалиях очень трудно избежать тревожности. Наши мысли погружены в анализ событий, попытки ответить на миллион вопросов, осознание новой реальности. И это неизбежно отражается на детях.
Дети не всегда умеют распознавать свои эмоции и справляться с ними. То есть ребенок может находиться в состоянии стресса, но даже не осознавать этого и не показывать внешних проявлений. Главная опасность в том, что длительный стресс может перейти в невротические состояния, отразиться на работе психики и организма в целом. Особенно непросто высокочувствительным детям, которые слишком чутко воспринимают любые колебания и проявления внешнего мира.
Признаки стресса можно разделить на три большие группы:
- Эмоциональные - плаксивость, вспышки агрессии, появление страхов, склонность к депрессивному состоянию.
- Когнитивные - нарушения памяти и внимания, невозможность сосредоточиться, откаты в развитии.
- Физиологические - потеря аппетита, головные боли, бессонница, энурез, проблемы со стулом.
Ребенок не всегда может сказать «мне страшно», но может рассказать, какой ему приснился сон ночью. Он не умеет объяснить, что он испытывает тревогу, но может показывать свое состояние изменениями в поведении, которые выдают скрытый эмоциональный окрас. Рассмотрим, какие маркеры стресса у ребенка выделяют психологи.
Неуверенность в себе
Постоянное беспокойство, смущение, боязнь столкнуться с трудностями могут быть не только индивидуальными чертами характера. Если вы раньше такого за ребенком не замечали, если он был общительным и уверенным, но вдруг стал замыкаться, бояться новых мест и людей, это говорит о том, что он испытывает стресс.
Ребенок старается избегать ситуаций, в которых возможен неблагоприятный исход, он не стремиться к освоению чего-то нового, боится начинаний. Старается быть тихим и незаметным, в своих действиях постоянно ждет одобрения от взрослых. Часто испытывает необоснованные переживания, как будто во всем видит угрозу для себя.
Стремление к одиночеству
Когда ребенок находится в состоянии стресса, ему не до игр со сверстниками. Он мало общается с другими ребятами, не стремиться с кем-то подружиться. Ему больше по душе играть одному.
«Из спокойного ребенка легко можно сделать тревожного и наоборот. Решающее значение имеет обстановка в семье. Если родители создают поддерживающую, любящую среду, то детям будет комфортно. Если же значимые взрослые транслируют, что мир опасен, и постоянно тревожатся, то и ребенок перенимает эту установку. Все просто: спокойная мама - спокойный ребенок, тревожная мама - тревожный ребенок» - объясняет психолог Мария Крейсман.
Снижение успеваемости
У ребенка возникают трудности с учебой в школе, он быстро устает. Не может справиться с заданиями, которые раньше давались легко. Ребенок начал жаловаться, что слишком много задают, переживает из-за каждого нового задания. Стал рассеянным, забывчивым, неусидчивым.
Возможна полная или частичная потеря интереса к учебе, и в целом снижение любознательности. Ребенок вдруг стал равнодушен к тому, что раньше вызывало интерес. Он испытывает трудности с концентрацией внимания и воображением.
Постоянное напряжение
Ребенок не может расслабиться и постоянно контролирует все, что происходит вокруг. Ему тяжело дается ожидание, он начал страдать перепадами настроения. Часто обижается, не переносит малейших замечаний, раздражается по пустякам.
Могут возникнуть припадки злости, вспышки агрессии. Ребенок начал постоянно расстраиваться по пустякам, постоянно ныть. Плачет чаще, чем обычно, и подолгу не может успокоиться.
Торможение
Вместо агрессивного поведения у ребенка может проявиться, наоборот, излишняя замкнутость. Торможение - это тоже способ реагирования на стрессы. Также можно заметить регресс в поведении и развитии. Например, школьник начал вести себя как малыш, постоянно требовать внимания, плакать, когда уходит мама.
«Все дети реагируют на стресс одним из трех способов: бей, беги или замри. - рассказывает нейропсихолог Наталья Медведева - И если у взрослых есть хоть какие-то навыки борьбы со стрессом, то у детей их нет. И справиться с этим состояниям самостоятельно им крайне трудно».
Трудности с засыпанием
Если ребенок всегда спокойно засыпал в своей комнате, а теперь просит полежать с ним, открыть или закрыть шторы, убрать предметы из комнаты, это говорит о появлении страхов, которые вызваны стрессовыми факторами.
Ребенок может начать бояться темноты, проверять замки на дверях. Сон становится прерывистым, беспокойным, могут начать сниться кошмары. Из-за того, что сон становится неполноценным, ребенок неохотно встает по утрам, появляется постоянная усталость.
Компульсивные расстройства
Ребенок может начать грызть ногти, оттягивать рукава и даже сосать палец. Появляются навязчивые движения - например, подергивает плечом, качает головой, наматывает волосы на пальцы. Любые тики и подобные проявления являются очевидными показателями стрессового состояния.
Рекомендации психологов для родителей детей, которые находятся в состоянии стресса:
- проводите побольше времени с ребенком;
- разговаривайте максимально мягким тоном;
- помогите ребенку понять эмоции, обозначить их;
- окажите эмоциональную поддержку, почаще говорите: «я рядом», «я всегда на твоей стороне», «ты в безопасности», «я люблю тебя, что бы ни случилось»;
- стабилизируйте состояние ребенка четким режимом дня, планированием дел;
- ищите занятия, которые дают ребенку эмоциональную разрядку - возможно, это спорт, игры или рисование;
- обеспечьте полноценный сон и длительные прогулки;
- искренне интересуйтесь делами и состоянием ребенка, задавайте открытые вопросы, избегайте дежурных фраз;
- можно попробовать дыхательную гимнастику, расслабляющий массаж, теплые ванны, ароматерапию.