Взгляды, взгляды, взгляды. Тысячи внимательных глаз во тьме каменного зала смотрели на... На что? Зачем? И что будет сейчас, когда эти взгляды растащили по всей планете?
В Храм Глаз (The Eye Temple), за века ушедший под землю, первым в 1937 году проник британский археолог Макс Маллован. И там он встретил их — тысячи каменных фигурок с выпученными глазами. Из алебастра или обожженной глины, высотой в 4-8 см, почти никаких деталей. Только взгляд на условном теле.
Сделаны они были где-то между 3700 и 3000 гг. до н.э. То есть, пять с лишним тысяч лет назад.
Дело происходило неподалеку от нынешней деревни Тель-Брак на крайнем северо-востоке Сирии. Это, по сути, северная Месопотамия. Уж чего-чего, а древних храмов и фигурок в этом регионе хватает.
Но «идолов с глазами» (они так и не получили вменяемого имени) не находили больше нигде, только здесь. Это само по себе исключение, граничащее с загадкой. Чтобы столь значительное сооружение не оказывало влияния на то, что было за его стенами? Ну не бывает так.
Маллован, кстати — муж Агаты Кристи. Наверняка любил тайны и расследования. Но тут нашла коса на камень. Никаких записей об истории храма не обнаружено. Даже неизвестно, как назывался этот город в те времена, когда он был основан. Остался только холм высотой в 40 м, от края до края — километр.
Люди здесь селились с конца VII тысячелетия до н.э. То есть, Город гораздо древнее других центров шумерско-аккадско-вавилонской цивилизации. Где-то в начале IV тысячелетия Город обнесли каменными стенами и построили Храм Глаз. По тогдашним временам — очень внушительное сооружение, вот его остатки.
«К тому времени ремесленники уже обладали художественными и техническими возможностями, чтобы воспроизводить точные и подробные образцы человеческой фигуры и лица. Но идолов из Храма Глаз намеренно делали простыми», — пишет Арабелла Купер, историк из Университета Сиднея.
Это были, наверное, фигурки прихожан — дар богам. Просьба, чтобы Высшие силы не оставили своим вниманием.
Или, по другой версии — все эти фигурки и есть Бог. Или даже Богиня — всевидящая и вездесущая, как любая женщина. Входя в Храм, прихожанин ощущал на себе тысячи взглядов: Создатель (-ница) смотрит на тебя, видит тебя всегда и всюду.
Так, кстати, можно договориться и до того, что древние строители Храма Глаз ощущали коллективным Богом все человечество. Но меня больше завораживает вот такая полу-фантастическая версия.
На Востоке до сих пор считают контакт взглядами — самой важной коммуникацией. А что, если Храм Глаз был построен для того, чтобы именно здесь люди (фигурки за них) смотрели в глаза Бога — а Бог в глаза людей?
Такое вот эксклюзивное место общения, как Святая Святых в иудейском Храме в Иерусалиме. Потому он и единственный в своем роде.
Сторонники этой версии думают, что в центре комплекса могло быть изображение Солнца. Которое и есть око Создателя. А что, если древние верили: мир будет стоять, пока продолжается этот «обмен взглядами»?
Маллован раскопал («разорил») Храм в 1937 году. Фигурки с глазами теперь можно увидеть в университетах Британии, США, Австралии, Германии. А после гражданской войны в Сирии и грабежа местных музеев они — товар на черном археологическом рынке и предмет контрабанды. И на Земле многое изменилось за последние десятилетия. Нельзя сказать, что в лучшую сторону.
Это, конечно, антинаучная фантастика. Миром правит здравый смысл и ООН, а не забытый в сирийской пустыне Храм. Но — на тот маловероятный случай, что древние были правы — надежда и защита у мира пока есть.
На Голанских высотах, спорном участке территории между Израилем и Сирией, в центре большого плато лежит каменный круг (диаметр 160 м, высота — 2,4-4,5 м). Арабы называют его «Руджм эль-Хири» («Каменный вал дикой кошки»), евреи — Гильгаль-Рефаим («Колесо духов»).
Построен он был примерно тогда же, что и Храм в Тель-Браке. По мне, так это тоже Глаз. И каменный зрачок в его центре по-прежнему глядит на Солнце.
Фото: Британский музей (Лондон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Источник: «An In-Depth Study of the Tell Brak Eye Idols in the 4th Millennium BCE: with a primary focus on function and meaning», Арабелла Купер, факультет археологии Университета Сиднея, Австралия, 2016 г.