Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как в старые времена груз затаскивали на судно, а потом выгружали на берег

Казалось бы, чего проще - бери больше, таскай дальше.

В любом порту, на морях и реках муравьиными цепочками грузчики доставляли грузы на борт. Существовали специальные приспособления, призванные оптимизировать этот труд. У нас они назывались по-разному, например, "седёлки" или "козы". Они позволяли более равномерно распределять груз и увеличивать его вес. Вот на снимке они отмечены стрелками:

-2

Здесь на снимке они тоже в ходу:

-3

Не могу не упомянуть о памятнике в Стамбуле, посвящённом носильщику. Он также использует это приспособление, а у его ног лежат два таких в современном исполнении:

-4

Правда, мне кажется, что есть всё же разница между городским носильщиком и портовым грузчиком.

На Волге грузчик за рабочую смену должен был перенести от 200 до 400 кулей, это зависело от расстояния, которое ему приходилось преодолевать, да и баржи например могли стоять третьим, а то и пятым корпусом, по узким качающимся сходням не очень-то разбежишься. Да ещё укладывать кули в высокие штабели.

Зерновой куль в России весил более 9 пудов. А это примерно 150 килограммов. Подобный труд быстро изнашивал организм, да к тому же крючников, как называли волжских грузчиков, преследовали частые травмы. Годам к 40 многие из них уже были инвалидами. Да и беготня с этими мешками занимала уж слишком много времени.

А как быть вот с таким грузом?

-5

Ну предположим, с помощью каких-нибудь лебёдок с ручным приводом, если навалиться толпой, слона как-нибудь на борт заволокут, но вот паровоз уже никак.

Вон даже плавучий кран, которым поднимают локомотив, накренился под его весом. Тут без механизации уже не обойтись

-6

Хорошо в каких-нибудь европейских портах, здесь можно использовать береговые погрузочные устройства. Но ведь зачастую приходилось разгружаться, да и принимать грузы в местах, где о таком и не слыхивали, поэтому суда требовалось оборудовать, как это звучит на сухом техническом языке: "Грузовым устройством - так называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна".

Наиболее ходовыми на тот момент стали грузовые устройства со стрелами. Кто не видел подобные снимки? Задумывались ли вы, как работают эти ежи?

-7

Кстати, обычно во время переходов морем эти стрелы или укладывали горизонтально или крепили вертикально к мачте по-походному. С качкой шутки плохи.

Стрелы различаются на лёгкие и тяжёловесные. Кстати, а на кой их столько у каждой мачты? Давайте попробуем разобраться.

-8

Это лёгкая стрела, они предназначены для работы с грузами до 10 тонн. Как я уже неоднократно писал, ничего простого на флоте нет, вот и здесь целых 35 позиций на чертеже. Но мы не собираемся проходить полный курс такелажного дела, а для понимания принципа её работы достаточно буквенных обозначений, которые я сделал.

Думаю, нетрудно понять, где мачта(1), а где прикреплённая к ней под углом сама стрела(4). Она крепится так, что может изменять своё положение как относительно линии горизонта, так и его сторон. Снасть А называется топенант и служит для наклона или подъёма стрелы, таким образом можно работать с грузом на разных расстояниях от мачты.

Две снасти Б называются оттяжками. Выбирая или потравливая их, мы можем поворачивать стрелу на один или другой борт.

Е - грузовой гак, прикреплённый к грузовому шкентелю - та снасть, выбирая которую мы поднимем или опускаем груз.

Г - лебёдка оттяжки, но они устанавливаются не всегда, сейчас станет ясно, почему.

В - грузовая лебёдка. С её помощью можно поднимать(опускать) груз, выбирать топенант, а также оттяжки. Как это делается? Вот фото такой паровой лебёдки

-9

Синие стрелки - паровые цилиндры. В центре грузовой барабан с намотанным тросом. А красные стрелки показывают на так называемые турачки. Они тоже могут вращаться. Накинуть на неё несколько витков ходового конца той же оттяжки и можно выбирать, разворачивая стрелу.

Так вот, на такой стреле должны работать как минимум три человека - двое на оттяжках и один на грузовой лебедке. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, вываливают стрелу за борт так, чтобы ее нок (конец) оказался над грузом.
Оттяжки надежно закрепляют, и лебедчик поднимает на шкентеле груз. Затем оттяжками поворачивают стрелу так, чтобы она оказалась над просветом люка, снова закрепляют оттяжки и лебедкой груз опускают в трюм. Этот способ позволяет использовать полную грузоподъемность стрелы.
Такой грузовой цикл занимает много времени и требует 3 человек на каждую стрелу. Но нет предела совершенству и была изобретена стрела системы Халлена.

-10

У неё нет оттяжек. На мачте расположена поперечина, называемая салингом, я его розовым закрасил. На его концах укреплены блоки 3 и 4. Через них пропущены ходовые концы двух топенантов, которые заводятся на топенантные лебёдки 2 и 5. Потравливаете оба топенанта - стрела опускается, выбираете - поднимается. Травите один и выбираете другой - стрела поворачивается в сторону выбираемого. Можно одновременно и поворачивать стрелу, и изменять её наклон, недаром такая система называется стрелой-краном. Всем этим может управлять один человек с объединённого контроллера.

Однако для ещё большего ускорения работ хотелось бы вообще исключить повороты стрел, только выбирать и травить грузовой шкентель. И это возможно, при так называемом способе "по телефону".

Одна стрела устанавливается над трюмом, а другая разворачивается в сторону причала и так они крепятся. Их грузовые шкентели соединяются скобой или другим устройством, а к нему крепится грузовой гак.

-11

Сперва выбираем шкентель "трюмной" стрелы, поднимая груз выше борта. После этого включается лебёдка "береговой" стрелы, подтягивая груз в сторону берега, одновременно шкентель "трюмной" стрелы должен потравливаться. Таким образом груз перемещается к борту и далее на берег. При таком способе требуется согласованная работа двух лебёдчиков, их высокая квалификация и внимательность. Зато время погрузочных работ сокращается очень заметно.

Поскольку нагрузка воздействует на стрелы под углом, при таком способе разрешается подъём веса не более 50% грузоподъёмности одной стрелы.

Тяжеловесные стрелы работают с грузами 40-50 тонн. Они крепятся не к мачте, а к специальному фундаменту на палубе

-12

Работать на них могут только специально обученные и допущенные приказом по судну члены команды, а работы эти проводятся под личным руководством старпома. По крайней мере, так должно быть.

Ну вот, а ведь мы ещё ни слова не сказали о грузовых кранах. Впрочем, это отдельная большая тема.

Ещё о некоторых подробностях судовых устройств:

Чем рудерпост отличается от рудерписа и зачем они на корабле

О том, как на кораблях царил пар

Как клепали корабли. И не только их

...............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь