Найти в Дзене

ИСКУССТВО БЫСТРОГО УДАРА МЕЧОМ В ДОСПЕХАХ

Школы, которые сосредоточились на обучении иай или батто, разработали методы, которые позволяли их представителям справляться с самыми разнообразными ситуациями. Об этом уже упоминалось ранее. Хотя самые ранние известные школы иай восходят своими корнями к периоду Сэнгоку (Период «Воюющих княжеств»), большая часть известных сегодня техник была разработана в относительно мирный период Эдо и сосредоточена на боевых ситуациях, возникающих в гражданском обществе, а не на поле боя. Хотя эти техники, возможно, прекрасно работали в обычной одежде, в те дни кимоно и хакама, многие из них стали бы намного менее эффективными против противника, облаченного в доспехи, конечно при условии, что их можно выполнить, когда вы сами в доспехах. Также, скорее всего, бой на мечах между воинами на поле боя начинался после того, как обе стороны уже обнажили свои мечи, и проводился в стиле кэндзюцу. Однако это не означает, что техники иай или батто не использовались на поле боя или, когда кто-то был одет в до

Школы, которые сосредоточились на обучении иай или батто, разработали методы, которые позволяли их представителям справляться с самыми разнообразными ситуациями. Об этом уже упоминалось ранее. Хотя самые ранние известные школы иай восходят своими корнями к периоду Сэнгоку (Период «Воюющих княжеств»), большая часть известных сегодня техник была разработана в относительно мирный период Эдо и сосредоточена на боевых ситуациях, возникающих в гражданском обществе, а не на поле боя. Хотя эти техники, возможно, прекрасно работали в обычной одежде, в те дни кимоно и хакама, многие из них стали бы намного менее эффективными против противника, облаченного в доспехи, конечно при условии, что их можно выполнить, когда вы сами в доспехах. Также, скорее всего, бой на мечах между воинами на поле боя начинался после того, как обе стороны уже обнажили свои мечи, и проводился в стиле кэндзюцу. Однако это не означает, что техники иай или батто не использовались на поле боя или, когда кто-то был одет в доспехи. Существует интересная история о событии, произошедшем в битве при Анэгава (также упомянутой в главе 1) в 1570 году, и это иллюстрирует, что в те дни форма батто, вероятно, использовалась воинами в боевых лагерях и в полевых штабах, когда это было необходимо. В ранний период Эдо Като Кисукэ Масацугу, воин-ветеран, принимавший участие в упомянутой битве при Анэгава, был предметом насмешек соратников, потому что он всегда держал руку на рукояти своей катаны или вакидзаси, будучи готовым обнажить один из мечей, даже когда не было опасности быть атакованным. Однако, Масацугу резко ответил своим коллегам, сказав: «В битве при Анэгава два воина на лошадях, принадлежащие стороне Асакура, притворились воинами Иэясу, они подошли очень близко к Иэясу и попытались убить его. Но Кисукэ всегда держал руку на своем мече, и именно поэтому он сразу же смог зарубить и остановить одного из них, другого зарубил Амано Сабуробэй. Иэясу вытащил из ножен свой тати примерно только на один сяку (около 30 см), и та часть тати, которая была обнажена, была полностью покрыта кровью нападавшего. Вот почему даже в обычных обстоятельствах я всегда держу руку на рукояти своего меча!». Чтобы лучше описать это событие, я добавлю краткое объяснение того, что на самом деле произошло в тот день во время битвы при Анэгава. Все, казалось, шло гладко для Токугавы Иэясу, но Асакура спрятал в лесу так называемый «урагиригуми» («отряд атакующий спину» или «коварный отряд»), «специальное подразделение» примерно из 100 отборных воинов, которое должны были атаковать врага сзади. Воины урагиригуми были вооружены о-дачи, длиной четыре сяку и пяти сун (чуть более 136,25 см), которые имели очень длинные рукояти. В какой-то момент урагиригуми внезапно вышли из леса и напали на Хатамото Токугавы (знаменосцев), которые были застигнуты врасплох. В беспорядке, вызванном этой неожиданной атакой, некоторым воинам урагиригуми удалось прорваться сквозь вражеские ряды и добраться до самого Токугавы Иэясу. Только в самый последний момент они были уничтожены хатамото, которые стояли прямо перед Иэясу. Аналогичный инцидент, в котором группа легковооруженных воинов внезапно атаковала полевой штаб Токугавы Хидэтады во время второй битвы при Осаке (Осака Нацу-но Дзин), уже был описан в части, посвященной Ягю Синкагэ-рю. В этом инциденте Ягю Мунэнори, стоявший рядом с Хидэтадой, выбежал вперед, выхватил меч и быстро зарубил семерых атакующих воинов, чтобы защитить своего господина. Описания обоих событий не только иллюстрируют, что методы, подобные иай, могут быть полезны на поле боя, но также и то, что такие методы существовали и использовались.

Поскольку утигатана, предшественница катаны, которая так широко используется в иай/батто, уже существовала в период Муромати, также представляется вполне вероятным, что техника батто также существовала еще до Хаясидзаки Дзинсукэ и, возможно, использовалась воинами в доспехах. Некоторые даже предполагают, что иай, или очень похожее искусство владения мечом, вполне могло существовать еще в период Хэйан (794-1191). Даже на поле боя иай может оказаться полезным в ряде ситуаций. Как уже было показано в предыдущих историях, внезапное нападение на штаб на поле боя определенного военачальника может означать, что защитники внезапно были вынуждены быстро обнажить мечи, чтобы отразить нападение. Кроме того, если на поле боя кто-то сражался с тати, нагинатой или яри, и кто-то уронил или повредил свое оружие, то выхватывание утигатана в стиле батто может означать разницу между жизнью и смертью.

Еще один момент, который следует иметь в виду, заключается в том, что, хотя в настоящее время искусство иай в основном ассоциируется с катаной, иай также могло быть выполнено с тати. В ранних иллюстрированных свитках представители иайдзюцу часто изображаются с мечами, обращенными лезвием вниз (фото 9-3 a и b). Как было сказано ранее, этот способ ношения меча был типичным для тати и вторичным для катаны. В старом стиле (период до Эдо и ранний период Эдо) техники иай начинались с положения меча лезвием вниз, даже когда использовалась катана. Это, по-видимому, наводит на мысль, что они, должно быть, был получены из техник, уже использовавшихся с тати.

Фото 9-3. Иллюстрации, найденные в свитке об иайдзюцу, подписаны и датированы «благоприятным днем в третьем месяце одиннадцатого года Канбун» (1671). Рисунки представляют особый интерес не только потому, что на них изображены представители иаи, носящие мечи лезвием вниз, но и потому, что они принадлежат к древнейшим известным рисункам техники иаи
Фото 9-3. Иллюстрации, найденные в свитке об иайдзюцу, подписаны и датированы «благоприятным днем в третьем месяце одиннадцатого года Канбун» (1671). Рисунки представляют особый интерес не только потому, что на них изображены представители иаи, носящие мечи лезвием вниз, но и потому, что они принадлежат к древнейшим известным рисункам техники иаи

Таким образом, хотя, по общему признанию, на поле боя техники иайдзюцу или баттодзюцу, возможно, не были основными или наиболее широко используемыми техниками меча на поле боя, они могли бы пригодиться в некоторых отчаянных ситуациях. Интересным примером школы, которая обучала воинов использованию приёмов батто с тати, будучи облаченными в доспехи, и которая все еще существует в настоящее время, является Сёдзицукэн Рикатаити-рю (初実剣理方一流).

Каттю Батто школы Сёдзицукэн Рикатаити-рю

Каттю батто (甲冑抜刀) - это применение батто (抜刀,или техники выхватывания меча, когда человек облачен в доспехи (甲冑,произносится каттю по-японски). Эти техники характерны для школы Сёдзицукэн Рикатаити-рю (初実剣理方一流), представители которой до сих пор практикуют это искусство с настоящими клинками и полностью облачённые в доспехи. Еще одним примечательным моментом является то, что техника выхватывания меча в этой школе изначально выполнялась с помощью тати, а не катаны, поэтому это искусство также называется татибатто (太刀抜刀 или каттю татибатто (甲冑太刀抜刀). Когда представители школы, облаченные в доспехи, используют катану в креплении меча, а не тати, при выполнении своих техник, тогда катана будет подвешена с помощью косиатэ, так что она будет в том же положении, что и тати. Когда техника владения мечом школы практикуется в кэйкоги и хакама, то, естественно, меч будет вставлен через оби лезвием вверх, как это обычно бывает с катаной. Однако непосредственно перед тем, как обнажить меч, клинок будет повернут так, чтобы лезвие было направлено вниз, и техники будут выполняться так, как если бы вы использовали тати. В учении школы делается упор на тати сэйхо (太刀正法), как правильный способ использования тати. С технической точки зрения существует ряд причин, по которым интересно поближе познакомиться с этой школой.

Фото 9-16. Представитель Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, сидящий в татэхидза
Фото 9-16. Представитель Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, сидящий в татэхидза
Фото 9-17. Представители Сэдзицукэн Рикатайти-рю обычно начинают из одза, способа сидеть, подходящего при ношении доспехо
Фото 9-17. Представители Сэдзицукэн Рикатайти-рю обычно начинают из одза, способа сидеть, подходящего при ношении доспехо

Первый интересный момент заключается в том, что, как правило, техники батто начинаются с сидячего положения одза (фото 9-17). Одза, что буквально означает «большое сиденье», было одним из способов сидеть в полных доспехах. Левая нога поджата под ягодицы, а правая нога стоит, правая рука слегка сжата в кулак и покоится на правой ноге, возле колена. Левая рука держит ножны тати рядом с койгути. Воин мог сидеть так, когда отдыхал между сражениями или, когда находился в боевом лагере. При выполнении батто правая рука берется за рукоять, и меч вытягивается вверх режущим движением, направленным на центральную линию тела противника. При этом выполняющий батто поднимается и отводит левую руку назад, чтобы помочь себе сохранить равновесие, как только меч покинет устье ножен. Этот удар при вынимании меча, показанный на фото 9-18 (a-c), является второй характеристикой Сёдзицукэн Рикатаити-рю. На самом деле, против противника, который также был облачен в доспехи, основной целью этого режущего действия была область его гениталий или бедра. Имея в виду, что исполнитель батто сидит, а нападающий стоит, область гениталий и бедра последнего относительно не защищены его доспехами. Хаидатэ и кусадзури, соответственно, защита бедер и верхней части ног не были предназначены для защиты от режущих ударов снизу-вверх. Если попадание в основные цели не состоялось, также можно было продолжить движение вверх и порезать внутреннюю сторону рук противника или его подбородок. Этот способ нападения, хотя и очень эффективный в данных обстоятельствах, не считался самым почетным способом избавиться от товарища-воина, так как он был внезапным и его трудно было предвидеть. Возможно, именно поэтому он называется «инкэн», что означает «темный меч» или «меч в тени». В противоположность «инкэн», в этой школе рубящий удар вниз называется «ёкэн», что в данном случае можно интерпретировать как «светлый меч» или «видимый меч». В любом случае, после выполнения инкэн выполняется последующий удар. Часто это диагональный рубящий удар, направленный на левую или правую сторону шеи противника, или его левое или правое плечо, но также наносятся и другие удары. Как я упоминал ранее, с противником, одетым в доспехи, нужно было попытаться разрезать защиту шеи его шлема (сикоро) и защиту плеча (содэ), чтобы последующая атака была эффективной. Другой типичной особенностью этой школы является круговое или размашистое движение, с помощью которого её представители развивают необходимую режущую силу для своих ударов сверху вниз (рис. 9-18 d-f), вместо того, чтобы начинать с боевых позиции, таких как дзёдан-но камаэ или хассо-но камаэ, как это часто делается в сухада кэндзюцу. При ношении доспехов, в зависимости от типа носимого шлема, нисходящий рубящий удар из более ортодоксальных дзёдан-но камаэ или хассоно камаэ не всегда практичен, потому что шлем или некоторые его декоративные части, такие как кувагата и маэтатэ, могут мешать движению. Чтобы избежать этого, некоторые школы используют дайдзёдан-но камаэ, форму дзёдан-но камаэ с более вытянутыми над головой руками и более высоким хассоно камаэ. Однако представители Сёдзицукэн Рикатаити-рю считают, что при нанесении удара по противнику, облаченного в доспехи, требуется больше энергии, чем может быть получено от дзёдан или хассо-но камаэ, и именно по этой причине в основном используют круговое режущее действие. Таким образом, после выполнения батто, мечом совершается большое круговое движением с правой или левой стороны тела, чтобы создать достаточную режущую силу для ударов, таких как хидари или миги кэсаути.

Рисунок 9-18. Представитель Сёдзицукэн Рикатайти-рю демонстрирует батто в полном доспехе. На фотографиях от а до с показано начало режущего удара, который начинается из одза. Фехтовальщик поднимается и выполняет восходящий разрез по центральной линии противника, одновременно отводя левую руку назад, чтобы сохранить равновесие. Затем (от d до f), используя круговое движение, он взмахивает мечом и делает диагональный рубящий удар вниз, и при этом опускается на одно колено, чтобы увеличить режущую силу
Рисунок 9-18. Представитель Сёдзицукэн Рикатайти-рю демонстрирует батто в полном доспехе. На фотографиях от а до с показано начало режущего удара, который начинается из одза. Фехтовальщик поднимается и выполняет восходящий разрез по центральной линии противника, одновременно отводя левую руку назад, чтобы сохранить равновесие. Затем (от d до f), используя круговое движение, он взмахивает мечом и делает диагональный рубящий удар вниз, и при этом опускается на одно колено, чтобы увеличить режущую силу
Затем противника добивают с помощью тодомэ (g и h ). Затем фехтовальщик делает тибури, отступая назад правой ногой и взмахивает мечом до вертикального положения остриём вниз (i). Затем он взмахивает мечом вверх (j), садится на одно колено и кладет рукоять на правое колено (k). Наконец он вытирает лезвие пальцами и выполняет ното (с 1 по n).
Затем противника добивают с помощью тодомэ (g и h ). Затем фехтовальщик делает тибури, отступая назад правой ногой и взмахивает мечом до вертикального положения остриём вниз (i). Затем он взмахивает мечом вверх (j), садится на одно колено и кладет рукоять на правое колено (k). Наконец он вытирает лезвие пальцами и выполняет ното (с 1 по n).

Существует форма практики, называемая ринто или «меч-колесо», в которой человек непрерывно наносит несколько чередующихся хидари и миги кэсаути, используя описанное круговое движение для взмаха меча. То, что с помощью этого движения можно генерировать много энергии, видно на фото 9-19. Чтобы еще больше увеличить режущую силу удара, представители этой школы используют специальную работу ног в сочетании с общим весом своего тела и доспехов. Одна нога подтягивается и прижимается к другой, в то же время тело опускается. На более высоком уровне иногда фехтовальщик подпрыгивает и меняет ноги во время рубки или опускается на одно колено. Эта работа ногами, при которой человек подтягивает одну ногу и прижимает ее к другой при нанесении рубящего удара, называется «цури-аси». Чтобы увеличить силу при выполнении цукивадза (колющие удары мечом), все тело используется в сочетании со специальной топающей работой ног для создания импульса. Эта топающая работа ног называется «татара-аси» и, как говорят, напоминает работу ног, используемую при приведении в действие мехов, которые используются для вдувания воздуха в плавильную печь, используемый для изготовления сырья для мечей. Этот плавильная печь известна как «татара», отсюда и название «татара-аси». Используя татара-аси, все тело вместе с мечом продвигается вперед одним мощным движением, что делает цуки намного более эффективным, чем нанесение удара простым вытягиванием рук (рис. 9-20). Во всех ката, за исключением одного, противника добивают с помощью тодомэ. Фехтовальщик сначала направляет кончик своего меча к горлу своего противника, затем он поднимает меч так, чтобы навершие на рукояти почти касалось его собственной груди, а затем, вытягивая руки вниз и слегка опуская тело, он наносит удар своему противнику (см. фото 9-18, g и h). Ното этой школы также особенное и показывает, что это искусство было очень практичным. Прежде чем вложить меч в ножны, фехтовальщик, сидя на одном колене, берет края клинка между большим и указательным пальцами левой руки и вытирает ими кровь, одновременно выравнивая кончик меча и устье ножен (рис. 9-18, 1 и м, см. также фото 9-6). Затем меч вкладывается в ножны (фото 9-18 n), и выполнение ното закончено. Из приведенного выше объяснения ясно, что фехтование Сёдзицукэн Рикатаити-рю очень мощное и эффективное, и во всех аспектах предназначено для реального боя в доспехах. В главе 12, мною будет представлена еще одна техника этой школы.

Фото 9-19. Кандзаки Масару из Сёдзицукэн Рикатаити-рю показывает эффективность техники ринтокэн, разрезая книгу толщиной девять сантиметров
Фото 9-19. Кандзаки Масару из Сёдзицукэн Рикатаити-рю показывает эффективность техники ринтокэн, разрезая книгу толщиной девять сантиметров
Фото 9-20. Укол цуки в Сёдзицукэн Рикатаити-рю с «татара-аси», чтобы генерировать больше энергии.
Фото 9-20. Укол цуки в Сёдзицукэн Рикатаити-рю с «татара-аси», чтобы генерировать больше энергии.

Источник: Серж Мол. Классическое фехтования Японии.

Читайте также:

ИАЙДЗЮЦУ В ШКОЛЕ ДЗЮДЗЮЦУ ХОНТАЙ ЁСИН-РЮ

СУЩНОСТЬ ИАЙДЗЮЦУ - «САЯ-НО УТИ»

ИАЙДЗЮЦУ и БАТТОДЗЮЦУ. В ЧЁМ РАЗНИЦА?

СЭЙГО-РЮ - ШКОЛА БАТТОДЗЮЦУ В СИНКАГЭ - РЮ

ТОЯМА-РЮ: ТРЕНИРОВКА С ТАНРЭНБО