Найти в Дзене
Это интересно!

Искусство Месопотамии

Древний Восток... это понятие необычайно широкое. Ведь речь идет о многих непохожих друг на друга цивилизациях, причем каждая из них прошла долгий путь развития, искусство этих стран формировалось на протяжении столетий, тысячелетий.

Вот туда мы сегодня и отправимся. И охватим огромный временной период - от 30 до 6 века до нашей эры.

Месопотамия или Двуречье - одна из первых цивилизаций в истории. Именно там возникли первые города и одна из первых систем письма - клинопись.

Шумейский контракт: договор о продаже дома и земли. Около 2600 г. до н.э.
Шумейский контракт: договор о продаже дома и земли. Около 2600 г. до н.э.

На картинге выше изображена глиняная плитка с мелкими значками, которые изображают слоги. Это пример слогового письма.

Периодизация истории Месопотамии довольно сложна, но мы постараемся обозначить и кратко рассмотреть основные пункты.

-3

Все начинается с шумерских городов-государств, которые также назывались номы. Возникали они около 27 века до нашей эры.

Затем эти города систематически подвергались нападениям. Формировались новые государства, культурные традиции смешивались, менялись, и продолжалось так вплоть до 6 в. до нашей эры, когда территория Месопотамии уже окончательно попала под власть персов.

Но обо всем по порядку. Итак, древний Шумер.

-4

В древнем Шумере строят замечательные храмы на высоких платформах, и эти храмы внутри украшаются живописью и скульптурой.

До наших дней дошло совсем немного образцов этих предметов искусства. Например, статуэтки людей в молитвенной позе.

Фигура из алебастра. Около 2750 - 2600 гг. до н.э.
Фигура из алебастра. Около 2750 - 2600 гг. до н.э.

А ниже пример вотивной или посвятительной скульптуры. Археологи находят их на руинах храмов или на прилегающих к ним территориях. Эти статуэтки как бы уполномоченные представители молящихся, которые надеятся на милость богов.

Вотивная статуэтка из Ура. Около 2500 г. до нашей эры
Вотивная статуэтка из Ура. Около 2500 г. до нашей эры

Чуть позже в Египте статуи будут являться частью заупокойного культа, они станут некими двойниками умершего, поэтому перед скульпторами будет стоять задача придать статуям портретное сходство с моделями.

Статуэтка Эбих-иля из Мари. Около 2400 г. до нашей эры
Статуэтка Эбих-иля из Мари. Около 2400 г. до нашей эры

В Месопотамии таких задач не стояло. Принадлежность статуи какому-то определенному лицу обозначалась с помощью надписи с его именем, например, на плече или на основании фигуры. Лицо же, как видно из иллюстрации выше, трактуется очень обобщенно, выразительность ему придают укрупненные черты: глаза, нос. А также умиротворенная улыбка.

"Штандарт из Ура". Середина 3 тыс. до н.э.
"Штандарт из Ура". Середина 3 тыс. до н.э.

Еще одно сокровище - "Штандарт из Ура", найденный уже не в храме, а в захоронении царя. Это два мозаичных панно, которые, как полагают археологи, могли быть стенками некоего короба. На одной панели представлены военные сюжеты, на другой - мирное время.

Этот памятник дает нам представление о том, как шумерийцы выстраивали визуальное повествование. Сюжеты разделены во времени, разделены они также и в пространстве. Они занимают разные ленты мозаики, которые похожи на строки текста.

Также мы видим здесь характерный для восточной живописи способ изображения человека: лицо в профиль, но глаз при этом дается анфас, руки и ноги в профиль, тело в анфас.

Для современного человека такой подход может казаться странным, но здесь есть своя логика. Каждую часть тела художник показывает с максимально информативного, выразительного ракурса. Чтобы с первого взгляда было ясно, что рука - это рука, а не что-то другое.

Еще нужно отметить так называемую условную разномасштабность фигур. Художник изображает одного героя больше, чем другого, исходя не из их фактического роста, а из их социального статуса.

Этот принцип условной разномасштабности будет встречаться повсеместно в искусстве Древнего Востока, он станет как бы частью изобразительного канона.

Канон - система правил, нормирующих изобразительное искусство.

"Стела коршунов". Около 2450 г. до н.э.
"Стела коршунов". Около 2450 г. до н.э.

На иллюстрации выше представлена так называемая "Стела коршунов". Здесь воспевается военная победа царя Эанатума, правителя города Лагаша, над соседним городом-государством. Мы видим стройный ряд солдат, марширующих по трупам врагов, а руководит ими сам царь.

"Стела коршунов". Около 2450 г. до н.э.
"Стела коршунов". Около 2450 г. до н.э.

А с другой стороны этого рельефа коршуны уносят головы побежденных.

"Голова Саргона Древнего". 23 век до н.э.
"Голова Саргона Древнего". 23 век до н.э.

Следующие памятники относятся к возвышению Аккада - государства, возникшего в результате завоеваний Саргона Древнего. Этот царь объединил земли шумеров и восточных симитов. История жизни самого Саргона немного напоминает миф. Он был выходцем из низов - найденышем. Но благодаря благосклонности богини Иштар сумел стать одним из величайших правителей.

С этого времени (примерно 23 век до н.э.) в искусстве Месопотамии чувствуется большее внимание к личности человека. Изображение самого Саргона пусть и стилизовано, но все же мы видим и портретные черты. Мы можем узнать конкретного человека.

Следующий интересный памятник относится к эпохе возвышения города Аккада, который примерно в 24 веке до н.э. подчинил себе большую часть Двуречья.

"Стела Нарамсина". Около 2350 - 2000 гг. до н.э.
"Стела Нарамсина". Около 2350 - 2000 гг. до н.э.

На "Стеле Нарамсина, как и на "Стеле коршунов" изображен схожий сюжет - военный триумф. Но меняется композиция. Изображение строится здесь не по горизонтали, а зигзагообразно, что подчеркивает ощущение восхождения царя к его цели, к победе. Фигура царя, опять же, гораздо крупнее остальных.

Итак, мы видим, что на Востоке, можно сказать, в самом начале истории искусства уже складывается вполне конкретный художественный язык, черты которого будут наблюдаться на протяжении следующих столетий.

Возвращаемся в Шумер, который как раз переживает свой расцвет.

Статуэтка Гудеа. Около 2120 г. до н.э.
Статуэтка Гудеа. Около 2120 г. до н.э.

На изображении выше мы снова встречаем образ правителя, но он представлен уже в другой ипостаси. Он показан сидящим в молитвенной позе. Эта статуэтка посвящена его богу - покровителю, а клинописный текст, который высечен на этой статуэтке, повествует о строительной деятельности царя Гудеа, о храмах, которые он возвел в честь своих богов.

Стела из Вавилона "Законы Хаммурапи". Около 1792 - 1750 гг. до н.э.
Стела из Вавилона "Законы Хаммурапи". Около 1792 - 1750 гг. до н.э.

А вот перед нами один из важнейших артефактов эпохи. Здесь изображен царь Хаммурапи, который получает законы от бога Шамаша. Бог Шамаш справа, его фигура больше. Эта стела сама является сводом законов, и, кстати, это - древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Это объемный диоритовый столб, покрытый клинописным текстом. И важность этого текста, священный характер закона как бы удостоверяется изображением бога.

Перенесемся в 1 тысячелетие до нашей эры. Ключевую роль в этот период времени уже играет Ассирия - еще одна восточная деспотия, где царь, как это было заведено, почитался наравне с богами.

Ассирийские цари строили для себя громадные дворцовые комплексы, которые были богато украшены росписями и рельефами.

Царь Ашшурбанипал на охоте. Рельеф из дворца в Ниневии. Около 640 г. до н.э.
Царь Ашшурбанипал на охоте. Рельеф из дворца в Ниневии. Около 640 г. до н.э.

Вот изображение одного из них. Тут представлен царь на охоте. Видимо, это было одно из любимых развлечений царя, потому что мы видим массу рельефов посвященных именно этому - охоте.

Царь Ашшурбанипал на охоте.
Царь Ашшурбанипал на охоте.

Обратите внимание, что царь изображен, опять же, согласно канону. Он величав, неподвижен, но его изображение достаточно схематично и укладывается в идеальное представление о пропорциях, а вот лев, напротив, показан очень живо, с массой индивидуальных подробностей.

Раненая львица. Рельеф из дворца в Ниневии. Около 640 г. до н.э.
Раненая львица. Рельеф из дворца в Ниневии. Около 640 г. до н.э.

Или вот, например, изображение этой раненой львицы. Она показана очень правдиво и убедительно. Скульптор со знанием дела прорабатывает суставы, мышцы, показывает онемевшие лапы животного, которые уже не слушаются.

Таким же достоверным могло быть и изображение человека. Художники и скульпроты владели необходимыми техниками изображения. Видимо, они просто не считали это нужным.

Статуя Ашшурнасирпала II из Нимруда (Калаха). Первая половина 9 в. до н.э.
Статуя Ашшурнасирпала II из Нимруда (Калаха). Первая половина 9 в. до н.э.

Эстетика тех времен связана не с тем, как человек тогда видел кружающий мир, а, скорее, с неким абстрактным пониманием красоты и достоинства, которое воплотилось как раз в каноне. И именно по канону изображали людей, а свободная манера была пригодна для животных или растений.

Изразцы с ворот богини Иштар в Вавилоне. Около 570 г. до н.э.
Изразцы с ворот богини Иштар в Вавилоне. Около 570 г. до н.э.

Изразцы с ворот богини Иштар в Вавилоне - произведение уже более позднего периода.

Изразцы с ворот богини Иштар в Вавилоне. Около 570 г. до н.э.
Изразцы с ворот богини Иштар в Вавилоне. Около 570 г. до н.э.

Эти ворота были сооружены из кирпича, покрытого разноцветной глазурью. И глазурь эта своим блеском напоминала полудрагоценные камни и позолоту.

Художник очень точно и красиво передает анатомию животного. Рядом с реально существующими животными изображает и мифологических существ.

Эти рельефы восхищают своей утонченностью. Смотря на них, чувствуешь, что культура Двуречья в тот период переживала свой лучший период.

Но в политическом отношении все складывалось не так хорошо. Мощные стены не смогли защитить Вавилон. И в 6 веке до нашей эры правителями в передней Азии становятся персы.

Врата всех народов в Персеполисе. 5 век до н.э.
Врата всех народов в Персеполисе. 5 век до н.э.

Примечательно, что персы не стали разрушать Вавилон. Они, напротив, высоко ценили культуру государства, которое захватили.

Несмотря на все различия между народами и областями Двуречья, это все же была единая цивилизация, развивавщаяся по общим принципам. До тех пор, пока это развитие не было остановлено Александром Македонским и его завоеваниями.

#искусство #изобразительное искусство #история #месопотамия #двуречье #это интересно #культура